с любовью и всяческой мерзостью
1 - 101. Кровь для Дракулы / Blood for Dracula, 1974
Есть подвид фильмов, которые хочется характеризовать этим гифом; в словесном варианте будет что-то вроде СВЯТОЙ ГОСПОДЬ ЧТО ЗА ТРЭШ Я ТОЛЬКО ЧТО ПОСМОТРЕЛА1
Объяснять бессмысленно. Просто досмотрите до конца (оказывается, коммунизм спасет нас не только от буржуазии, но ещё и от носферату).
Камео Полански прозрачно напоминает (ну, мне; потому что я этот фильм очень люблю) о "Бале Вампиров" 67-го, который - по рамкам своего времени - тоже трэш, но более цельный. И сказочный. С другой стороны, этот Дракула "вытягивает" роль куда лучше, чем оригинальный фон Кролок (ничего не говорю о мюзикловых вариациях роли, потому что разговор этот уже был много раз).
Удо Кир (Дракула) кажется новой инкарнацей Фейдта - ещё более худой, может быть, инкарнацией, с более выпуклыми чертами лица, но суть всё та же. Наверное, это какой-то национальный ген немецких актёров. Что дико приятно, Кир не боится быть ни смешным, ни отвратительным. Вследствие этого в финале, после многочисленных эротических сцен и сцен с выблевыванием "нечистой" крови, его в самом деле жаль. Ох уж эти коммунисты.

2. Звездный крейсер Галактика / Battlestar Galactica, 2003 (season 1)
Новая раса пантеистически настроенных роботов-монотеистов гонется через галактику за остатками человечества, которое почему-то заново политеистично, да ещё к тому же с нехилым уклоном в античность. Хм. Хмм. Хмм.
Помню, под конец чтения "Голодных игр" я вдруг поняла, что о религии там не было ни слова - хотя героям через строку представлялся повод помолиться и всячески отдаться себя во власть всевышнего. В "Звездном крейсере..." богов упоминают каждые десять минут экранного времени. И да, это чуть интересней, чем выяснение "а не сайлон ли герой N?", которое уже несколько затянулось.
Ещё не поняла до конца, хотят ли создатели продемонстрировать аллегорию перехода к христианству, или просто привязывают узнаваемую тематику к скай-фаю. Лично у меня с сайлонами - с некоторых пор - крепче всего ассоциируется одно стихотворение Симоненко (ссылка вам всё объяснит).
3. Железное Небо / Iron Sky, 2012
Пока я не сказала, что фильм "на троечку", стоит, конечно, себе напомнить - он хорош не одним только культурным содержанием. 1,5 миллиона в 7,5-миллионный бюджет внесли зрители. И никаких продюссеров, никакой Америки, чистый германо-финно-австралийский треш. Надеюсь, поклонники рады увиденному. Потому что я радуюсь главным образом фюреру в исполнении Удо Кира, которого убили на пятидесятой минуте (он своим предпочтениям не изменяет, я смотрю). А быстро стареющие спецэффекты меня расстраивают. Ну и в целом рваный сюжет как-то... так.
Человечество разрушат не нацисты, а само человечество. Здорово. Интересная мораль.

4. Плоть для Франкенштейна / Flesh for Frankenstein, 1973
What has been seen cannot be unseen (c)
В персональном плане, это - сияющая, как маяк, вершина треша. Дальше уж некуда. Сексуальные извращения, расчлененка (что в целом одно и то же), Жуткие Дети. И Мэри Шелли где-то в отдалении выкуривает второй блок сигарет. "Кровь для Дракулы" по сравнению с этим - милый, в чем-то даже романтичный фильм.
В общем, краткий сюжет: барон Франкеншетейн мечтает создать идеальную расу людей (они собираются из местных крестьян; что-то вроде конструктора); жена барона - в некоторых случаях сестра; я так и не разобралась с инцестуальным элементом их отношений - мечтает о новом любовнике; слуга барона повторяет за хозяином всё худшее; дети барона пробуют гильотину на куклах, но в скором времени перейдут на людей. Ну и ЦИНИЗМ СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СНИМАЕМ ЭРОТИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ В ЗЕРКАЛАХ ЭТО ЖЕ КРУТО РАСЧЛЕНЕНКА ГЕРОЙ С ВЫРВАННЫМ СЕРДЦЕМ ГОВОРИТ О ПОЛЬЗЕ НАУКИ КРОВЬ КИШКИ ДЕТИ СО СКАЛЬПЕЛЕМ ВОТ И ФИНАЛ1
Ну или как-то так.
С другой стороны, фильм грустный. Сплошные люди с вывихнутыми мозгами, которые и любить не могут, пока хорошенько не покопаются в кишках ближнего своего. Аллюзии на реальный мир вы понимаете и сами.
Исторический старт низкопробного B-movie, камрады.

5. Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb, 1963
Питер Селлерс - новый объект любви. Я и не догадывалась, что он сыграл целых четыре роли, пока не посмотрела каст. Доктор Стрейнжлав уже помещен в список самых шикарных персонажей (забавно, что он - как и большинство прочих персонажей из списка - немец).

6. Темный рыцарь: Возрождение / The Dark Knight Rises, 2012
В фильмах о Бэтмене я обычно болею за злодеев. У Нолана всегда получалось отлично их развивать: безумный Крейн-Пугало, дистиллят хаоса - Джокер, и вот теперь Бэйн, которому в финале действительно сочувствуешь.
Но этот фильм стал, кажется, первым, где я вдруг рассмотрела самого Бэтмена. Супергеройские истории всегда содержат ряд допущений: логичных в своем окружении, идиотских - в общекультурном, но тут всему съемочному составу удалось извернуться так, что это действительно тянет на серьёзное кино. То ли я раньше была несправедлива к Кристиану Бейлу, то ли это персональный "взрыв болотного газа" в восприятии, но упорные попытки его персонажа спасти "свой город" ("бо його ніхто крім мене не врятує"
окончательно растопили моё фанатское сердце.
Вообще, финал "Возрождения" был чем-то вроде дубля финала "Райхенбахского водопада" в понятно каком британском сериале. В смысле - с тем же по-детски мучительным желанием, чтобы Уэйн-Бетмен остался жив. "Как Шерлок". И он спойлердействительно выжил.
p.s. ах да, я страшно рада двум минутным сценам с доктором Крейном (как вы понимаете, некоторые симпатии остаются неизменными)
p.p.s. надо бы пойти второй раз
p.p.p.s ну а вообще

7. Бэтмен возвращается / Batman Returns, 1989
Женщина-кошка прекрасна. Пингвин отвратителен. Бэтмен... как сказать. Мне очень симпатичен Майкл Китон в "человеческом" амплуа. Его Брюс Уэйн не тяготится ни собственным статусом миллионера, ни недопониманием с подругами сердца. Будь я младше лет на десять, мне бы хотелось с ним дружить (да и сейчас хочется).
Другое дело, что эстетика Бартона стабильно проходит мимо моей сферы мечтаний, не смотря даже на обилие узнаваемых аллюзий (я вообще начинаю думать, что ради этих аллюзий он фильмы и снимает; не как самостоятельную единицу искусства, а как хороший предлог поговорить со зрителем о). У него очень сочные персонажи и крайне насыщенный мир, но желание продолжать жить в этом мире после финальных титров не возникает. Им же там и так хорошо. Все сыты и счастливы. Готэм восстановят через пару дней. Ну вот и здорово.

8. Королевство полной луны / Moonrise Kingdom, 2012
Во время просмотра постоянно возвращалась к мысли, что это почти история детства Гумберта Гумберта, только развитая в положительном ключе (а из Кары Хэйуорд - раз уж мы заговорили об этом - получилась бы интересная Лолита).
Мне всё в этом фильме нравится. Актёры, сценарий, операторская работа, костюмы, цвета, саундтрек.

9. Значит, война / This means war, 2012
Американское массовое кино, при всей его демонстративной "развязности", регулярно поражает какой-то... целомудренностью взглядов. Даже стерильностью. Два героя весь фильм обмениваются двусмысленными фразами вроде "вот мы же друг друга всегда прикрываем, да? а можешь представить такое с женщиной? / нет", и всё равно деятельно изображают борьбу за одну даму сердца. Окей. Да. Один из немногих фильмов, где даже я хотела каминг-аута для мужской составляющей.
Далее только два тезиса:
- у Эйзенштейна в "Александре Невском" был похожий любовный треугольник, и его решение мне понравилось больше;
- что? зачем? почему она выбрала Криса Пайна?
После "Темного рыцаря..." у меня задумчиво-нежное отношение к Харди (что вы уже поняли; да и тумблер на моей стороне - проверьте по тегу #this means war). Серьёзная маскулинность у него совмещается с... не знаю, как пояснить, но Платон был бы рад. Как и я, собственно.

10. Мой сводный брат Франкенштейн, 2004
"Мой сводный брат..." оставляет смесь нежности, отвращения и жалости. Первое всего сильнее, а на Павлика больно смотреть - не из-за шрама или нелепой повязки, а той бережной заботливости, которая идет рука об руку с его безумием. Когда-то я смотрела этот фильм. Кусками. Но только теперь вижу, насколько многозначно сказанное Тодоровским.
Отец, который пытается понять сына - искренне пытается, но потом вывозит за город, как это делают со щенками или котятами сентиментальные и злые люди. Жена отца, чьи нервы выматываются от соседства с результатом адюльтера, который продолжает тащить войну за собой (я бы хотела осудить её, но с людьми-как-павлик жить действительно невероятно сложно, если они оказываются вдруг в вашей квартире и жизни; в моей оказывались). Сын, отчаянно ревнующий отца и проявляющий худшие качества, на которые подрастающая интеллигенция способна. Маленькая дочь, которая начинает плакать после обещания отца купить, наконец, собаку, - я невольно думаю "ведь Павлик лучше собаки", и от такой нелепицы в голове становится ещё печальней.
"...і тебе такого недосконалого / що доброго".
Спиваковский шикарный актёр.

11 - 20
11. Шестиразрядний / Six Shooter, 2004
Не знаю, стоит ли что-то говорить. Это же МакДонах и его первая короткометражка. Часть меня сожалеет, что он не хочет экранизировать пьесы, а другая часть восхищается силой воли снимать только кинематографический материал.
Все ружья выстреливают (и все револьверы тоже). Люди пьют чай, а у них рушатся судьбы.

12. Натурщица, 2006
История о женском демонизме. О том, как он влияет на мужчин, да и самих женщин в том числе.
Оригинальная новелла Нагибина "Трое и одна, и ещё один" - лучше фильма, но я смотрела ради Спиваковского, так что nothing hurts.
13. Рицолли и Айлз / Rizzoli & Isles, 2010 (season 1)
Чтобы вы всё поняли: я смотрю это повествование о бравых бостонских полицейских и патологоанатомах только благодаря фэмслешной линии. And nothing hurts #2
14. Запределье / The Fall, 2006
Вот так сходишьза хлебушком посмотреть, кто там будет играть Трандуила, и внезапно попадаешь на действительно шикарный фильм. В смысле, визуально он был шикарным ещё с самых первых минут - с сочными образами, которые рисует воображение пятилетней Александрии, и сопутствующей работой режиссёра и оператора (без шуток, ваши глаза вас возблагодарят). А шикарным по сути стал, когда я поняла, что это:
- почти как в "Лабиринте Фавна" (без Фавна, к счастью)
- вол\ьно пересказанный "Человек, который смеялся" Сэлинджера
Александрия сломала руку, когда рвала апельсины. У Роя отказали ноги, когда он выполнял очередной трюк для фильма. Александрия навещает Роя, и тот рассказывает ей истории: о банде разбойников, которые решили отомстить жестокому императору...
Там будет свой "обрывок алой оберточной бумаги", бьющийся на ветру у подножья фонарного столба, - но, к счастью, с более счастливой тональностью.

15. Битлджус / Beetlejuice, 1988

16. Альфавиль / Alphaville: Une étrange aventure de Lemmy Caution, 1965

17. Красная пустыня / Il deserto rosso, 1964

18. Диктатор / The Dictator, 2012
У меня все ещё не хватает воли досмотреть "Бруно" и "Борат", но - кажется - "Диктатор" первый в фильмаграфии Коэна полностью кинематографичный фильм. Без вставок реального общения и реальных провокаций. Просто очень едкая сатира над чужими, своими и самим собой.
Кстати, эта многообразие векторов сатиры отличает "Диктатор" Коэна от "Великого Диктатора" Чаплина, которые в остальном очень похожи.

19. Da Ali G Show (MTV; season I, II)
Этот магический момент, когда понимаешь, у кого Реутов ТВ заимствуют самые смешные шутки.
Мне нравится Коэн. Он, конечно, регулярно перегибает палку с уровнем генитальности, но это так смешно, смело и в большинстве случаев осмысленно, что пусть занимается тем же и дальше.

20. Дирк Джентли / Dirk Gently, 2012
В мире не хватит ромашкового чая, чтобы успокоить мою боль по поводу закрытия этого сериала.
Потому что Дирк - почти как Доктор, немного как Шерлок, весь в дугласо-адамсовской харизме. Я думаю, этого сравнения достаточно, чтобы вы поняли глубину моей любви и обширность БОЛИ1
Макдафф тоже очень шикарен, да. Там все шикарны.
И если это не подвигнет меня прочесть литературный оригинал, то я, должно быть, безнадежна.
P.S. Кстати, твиттер Мэнгэна намекает, что у него отличное чувство юмора (мне неловко писать об этом в своем твиттере).

21 - 30
21. The yellow house, 2007
Жаль, что из Гогена и Ван Гога сделали хрестоматийных Марфу и Марию, с "I don't know how to love him" на фоне. Очень жаль, что к этому постарались добавить ещё немного Иуды и Христа. Мы, конечно, должны понять сложности взаимодействия хорошего художника и гения, но зачем делать это таким очевидным.
С другой стороны, Симм хороший актёр. В смысле, он почти как Мастер по градусу нервозности и манерам за столом, но это Ван Гог. На какую-то малую часть, которую позволяет проявить кино, за которую его считают мистическим искусством. Его издерганного Винсента, с плохими зубами, пропахшего красками и табаком, хочется просто обнять - как Эми Понд сделала в Vincent and the Doctor. Попросить be kind to yourself. И так далее.

22. Сны Акиры Куросавы, 1990
Пока смотрела, думала: Куросава такой же поэт, как Параджанов. Не в смысле тождественности; они совсем разные. Но в кино так мало подлинных поэтов, что их всегда хочется суммировать хоть по отдаленным признакам.
Восемь новелл, которые когда-то приснились Акире Куросаве.
Я садилась смотреть ради "Ворон" - новелле о Ван Гоге, но это не лучший выбор, как оказалось. В смысле, мы все хотим попасть в его картины, но... нет.
Шикарные новеллы об атомной войне. О срубленном персиковом саде. О путниках, застрявших посреди снежной бури.
Моя любимая - "Тоннель". О командире взвода мертвецов, который отправляет их, синих и при винтовках, умереть окончательно. И остается наедине со злым псом - своей собственной совестью.

23. The Last Performance, 1927
Я привыкла считать Фейдта особенным актёром и до сих пор не отказываюсь от этой мысли. Худшее, что может с ним cлучиться - сентиментальность.
В общем, сюжет: у фокусника Эрика всё как-то не задалось. Невеста не проявляет особого восторга по случаю замужества, ассистент подозрительно ярко красит губы, да ещё и нищие лазят в окна гостинничных номеров. Эрик хороший человек, потому невесту он продолжает преданно любить, ассистента - терпеть, а нищего кормит и даже трудоустраивает. И - казалось бы! - что такого привлекательного в любом мужчине, стоящем рядом с Конрадом Фейдтом, но у невесты другие планы. Потому уже на 20-й минуте фильма у меня в голове осталось всего две мысли: "ВСЕ ГЕИ1" и "убей их, Эрик, убей их всех". Эрик так и сделал.
Черная подводка добавляет +9000 к мужской привлекательности. Если вы ещё не поняли это со времен "Кабинета...".

24. Wreck-It Ralph, 2012
Я ходила с братом и не жалею, по Бхагавадгита лаконичней выразила главный смысл этого мультфильма: "Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна".
25. Escape, 1940
Марк Прайсинг приезжает за мамой в Германию, а это ВНЕЗАПНО УЖЕ ГИТЛЕРОВСКАЯ ГЕРМАНИЯ 36-Й ГОД ГЕСТАПО ПАСПОРТ ПОКАЖИ ЗАЧЕМ ПРИЕХАЛ ДАВАЙ УЕЗЖАЙ ГДЕ МАМА НЕ СКАЖЕМ НО ВОТ ТАМ ДАЛЬШЕ КОНЦЛАГЕРЬ1. А потом Марк ещё и влюбляется в графиню - когда-то американку, теперь подругу сердца генерала гестапо - и вот вам сюжет.
В целом, это такая "Касабланка" в перекрученном и очень фанонном варианте. Фанонном - потому мне и там хотелось считать майора Штрассера неплохим человеком, а тут генерал Курт весь такой Неоднозначный и Мятущийся, что это даже этически возможно. Скажу больше: в последней сцене, где генерал - уже просто очень больной человек, а не часть гестапо - шепчет Руби "ты не же не оставишь меня, правда?", Фейдт так похож на своего Орлака, что это как-то совсем... нелегко смотреть.
ОТП Алла Назимова / Конрад Фейдт не состоялось; бездушные люди не прописали им ни одной общей сцены (а как круто это могло бы быть). В общем, я остаюсь адептом Фейдт / Лорре.

26. You'll nener get rich, 1941
Фред Астер стабильно кажется мне энергично говорящей, но куда менее поэтичной копией Бастера Китона. В смысле, он отлично танцует и вообще симпатичный человек, но Китон вообще всё умел. И его "Doughboys", снятые в 1930-ом, фактически предвосхищают сюжет "You'll nener get rich" (если исключить танцы), но в куда более человечном ключе.
Рита Хейворт красивf и хорошо танцует, но на этом её таланты заканчиваются. Когда в следующий раз будете винить Кристен Стюарт за одно выражение лица на весь фильм, учитывайте, что это поветрие началось очень давно.
Ну а ещё я поняла, что финальный танец в "Артисте" - наверняка аллюзия на фильмы Астера. Надо посмотреть ещё несколько.

27. Cloud atlas, 2012
Меня всё больше начинает волновать эклектика в современном кино. Сейчас в голове совершенно разрозненные примеры (вроде "Боевого коня" или "Ральфа-разрушителя"; да, последний мультфильм особенно хорошо иллюстрирует то, о чем я хочу сказать), но по ним уже видно как бы тенденциозное желание захватить больше двух жанров в одном кино. Меня-зрителя это радует, - один поход в кино приносит целую охапку впечатлений. В "Искусстве кино" пишут, что это "в некотором роде кино будущего, когда внимание зрителя будет настолько неустойчивым, что он уже совершенно разучится последовательно смотреть один фильм от начала до конца и следить за одной историей" (хуфандому очень польстит сравнение с "Доктором Кто").
Сам фильм, при всей мозаичности и зашкаливающем драматизме (здорово, что создатели не стали взвинчивать его до предела - включив на полную громкость главную тему фильма, особенно кровожадно убив Сонми-451 и т.п.), довольно прост в своей сути: постоянная необходимость в революции, свободы от рабства во всех его проявлениях . Вначале я воспринимала истории как последовательные кольца сансары, а потом поняла, что это просто постепенное развитие одной и той же мысли. От частности (освобождения одного раба) ко все более и более широким трактовкам. И всё это, конечно, в очень лотосовых категориях: люди будущего, герои последней истории, особождаются от "голода в сердце", спокойно доживают век на чужой планете - и рассматривают Землю издалека.

28. Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat, 2000
СЛИШКОМ. МНОГО. ПОСТМОДЕРНИЗМА.
*выдохнув*
Я вроде бы знакома со старозаветным каноном, но все равно ждала революций, казней и "I only want to say..." взамен "My service to Pharaoh has begun / Tell me your problems, mighty one". Сделай Уэббер & Райс этот мюзикл раньше JSC, я бы увидела в этом предтечу таланта и согласно кивала бы головой. Но после - уже как-то... как-то так. Одна только "Close every door to me" написана с размахом предыдущего мюзикла, но и от неё распроняется зуд скорее пересматривать "Gethsemane", чем продолжать смотреть историю Иосифа Прекрасного.
Ну и Фараон шикарный. И всё на этом.
P.S. Я дала себе обещание не писать ничего об идее "школьного мюзикла", вбегающих в кадр детях и сопутствующем. От этого как-то совсем тошно.
29. Возница / Körkarlen, 1920
Давид Холм - пьяница и домашний деспот. Новый год он празднует на кладбище, рассказывая приятелям легенду: дескать, всякий, умерший в Новый Год, следующие 365 дней будет управлять повозкой Смерти. Собирать души. И - так уж получилось - Давид умирает всего через несколько минут, с двенадцатым ударом часов. К нему подъезжает призрачная повозка...
Современная критика называет фильм морализаторским. Это правда: подтекст "пьянству - бой" там настолько неиллюзорен, что дальше некуда. Ну и диккенсовское развитие истории (возница отправляет Давида в прошлое - созерцать все главные грехи). С другой стороны, в фильме перманентная техника двойной экспозиции (душа Давида отделяется от тела), эмоциональный монтаж и действительно умеющий играть Виктор Шёстрём. Это вам не то, как для начала века.
Я думаю, шведы научились снимать серьёзное кино удивительно рано - примерно наравне с Германией; если не раньше.
Ты знаешь, Давид, если бы я только мог обратиться к людям с посланием, которое достигло бы их сердец, я бы передал им новогоднее пожелание. Я бы хотел, чтобы они сосредоточили свои мысли на одной-единственной новогодней молитве: "Господи, дай душе моей созреть, прежде чем настанет час жатвы" (с)

30. Ночь охотника / The Night of the Hunter, 1955
Я иногда забываю, что кино - сплошь вкусовщина, в понимании которой помогает только любовь. Американское кино конца 30х тире 50х, как ни пытаюсь, я полюбить не могу. То оно кажется слишком глянцевым и нарочитым, то меня просто выводят из себя не умеющие играть дети. А не смотреть хотя бы ключевые фильмы нельзя, - современная культура слишком часто на них строится. С "Ночью охотника" далеко и ходить не надо: "love" и "hate" на костяшках пальцев Эми Понд из "Asylum of the Daleks" - прямая отсылка к Гарри Пауэлу. Ну и переделанные сцены с погоней жутковатого не-отца за детьми я, стоит думать, видела в десятке фильмов последних пятидесяти лет.
Кто мне действительно понравился, так это Лилиан Гиш. Начинаю думать, что перверсивное прошлое действительно способствует хорошей игре (немцы-то это подтвердили).

31 - 34
31. The scarlett letter, 1926
Печально-трогательный фильм о том, что в пуританском обществе не получится любить священника при пропавшем без вести муже.
Мне нравится Лиллиан Гиш. У Ларса Хансона харизма сакридагамина, который совсем недолго задержится на предпоследней ступени перерождений, - он мог бы играть отца Уэлша из "Сиротливого Запада", я бы верила.
Суть режиссёрской манеры Шёстрёма остается туманной; к счастью, я вполне могу любить его и таким.

32. Vampyr, 1932
Дрейер может внушить мне любую эмоцию. От жалости до ужаса, от восхищения до отвращения. Наверное, это какая-то особенная магия его пуританской аскезы, которую фон Триер так хорошо сегодня цитирует. Вот, разве что, Дрейер - в отличие от фон Триера - не оставляет вещественного желания соскоблить с себя налет мерзости (надо будет потом полнее написать об этом сравнении).
Этот фильм страшный. Я как-то писала, что не вижу кошмарных снов, но то, что отдаленно подходит под их вариант - сны вроде "комнатки с пауками" Свидригайлова. Тягостные, бесконечно меланхоличные. Так вот, "Вампир" именно такой.

33. После смерти, 1915
- Что с тобой, Андрюша?
- Со мной? Я счастлив... (с)
Печальный русский ну-вот-уже-почти-экспрессионизм от Евгения Бауэра. Судьбы каждого из главных актёров впоследствии развернулись так, что об этом можно снимать отдельные фильмы.
Сюжет в духе "поместить на паре спичечных коробков": Андрей влюбляется в Зою, они оба неопытны, Зоя кончает с собой и начинает являться Андрею в галлюцинациях; он умирает с улыбкой. Все это могло бы быть очень сентиментльно и пусто, но получилось удивительно красиво. Особенно видения в поле и последние 1,5 минуты фильма.

34. Аэлита, 1924
Дед смеялся, пересказывая сюжет - то ли книги, то ли фильма. "И он, значит, построил ракету в сарае и полетел на Марс!". Читала, что в театре (кажется) это называют степенью зрительского допущения: несложно поверить, что на заднике - подлинное солнце; сложно поверить в престарелую приму, игрующую Джульетту. Вот и дед не верил в строительство космического транспорта в домашних условиях.
Словом, я посмотрела фильм и... дед, как я тебя понимаю! dafuq did i just watch (c)
Все это так бестолково, по-советски бравурно и ещё раз бестолково, что пересказывать не хочется. Может, Фриц Ланг действительно подсмотрел в "Аэлите" что-то для своего "Метрополиса". Может, это веяние времени. Но вот Герберт Уэллс точно не вник в историю аллюзий, когда именно "Метрополис" называл самым идиотским фильмом в мире.
Вообще, смотреть советские фильмы двадцатых чревато, если вы любите фиксироваться на актёрах. Николай Церетелли, к примеру - лучшее, что в этом фильме есть; но он перестал сниматься всего через три года, а до того не снимался ещё с 1917-го. И даже фотографий с ним нормальных нет (без шуток; ни одной). Я сделала три скриншота и упиваюсь болью в одиночестве.

35. I was born, but, 1932
Ясудзиро Одзу - буддист от кинематографа. Старался центрировать тело и децентрировать эго своих персонажей. Возможно, поэтому (а не только по географическим причинам) его никак не затронул повальный романтизм западных тридцатых.
Сюжет: молодая семья переезжает из Токио в село, потому что отцу так легче добиться повышения у начальника. Двое его сыновей постепенно выстраивают отношения со сверстниками - раздавая подзатыльники и делясь воробьиными яйцами - как вдруг приходит взросление. В любительском фильме мальчики видят отца в новом свете: он карьерист, строящий из себя шута перед начальником. Разочарование, выяснение отношений, поразительно естественная игра актёров (и естественный японский быт, который очень интересно наблюдать).
Первая социальная критика в японском кино.

Есть подвид фильмов, которые хочется характеризовать этим гифом; в словесном варианте будет что-то вроде СВЯТОЙ ГОСПОДЬ ЧТО ЗА ТРЭШ Я ТОЛЬКО ЧТО ПОСМОТРЕЛА1
Объяснять бессмысленно. Просто досмотрите до конца (оказывается, коммунизм спасет нас не только от буржуазии, но ещё и от носферату).
Камео Полански прозрачно напоминает (ну, мне; потому что я этот фильм очень люблю) о "Бале Вампиров" 67-го, который - по рамкам своего времени - тоже трэш, но более цельный. И сказочный. С другой стороны, этот Дракула "вытягивает" роль куда лучше, чем оригинальный фон Кролок (ничего не говорю о мюзикловых вариациях роли, потому что разговор этот уже был много раз).
Удо Кир (Дракула) кажется новой инкарнацей Фейдта - ещё более худой, может быть, инкарнацией, с более выпуклыми чертами лица, но суть всё та же. Наверное, это какой-то национальный ген немецких актёров. Что дико приятно, Кир не боится быть ни смешным, ни отвратительным. Вследствие этого в финале, после многочисленных эротических сцен и сцен с выблевыванием "нечистой" крови, его в самом деле жаль. Ох уж эти коммунисты.

2. Звездный крейсер Галактика / Battlestar Galactica, 2003 (season 1)
Новая раса пантеистически настроенных роботов-монотеистов гонется через галактику за остатками человечества, которое почему-то заново политеистично, да ещё к тому же с нехилым уклоном в античность. Хм. Хмм. Хмм.
Помню, под конец чтения "Голодных игр" я вдруг поняла, что о религии там не было ни слова - хотя героям через строку представлялся повод помолиться и всячески отдаться себя во власть всевышнего. В "Звездном крейсере..." богов упоминают каждые десять минут экранного времени. И да, это чуть интересней, чем выяснение "а не сайлон ли герой N?", которое уже несколько затянулось.
Ещё не поняла до конца, хотят ли создатели продемонстрировать аллегорию перехода к христианству, или просто привязывают узнаваемую тематику к скай-фаю. Лично у меня с сайлонами - с некоторых пор - крепче всего ассоциируется одно стихотворение Симоненко (ссылка вам всё объяснит).
3. Железное Небо / Iron Sky, 2012
Пока я не сказала, что фильм "на троечку", стоит, конечно, себе напомнить - он хорош не одним только культурным содержанием. 1,5 миллиона в 7,5-миллионный бюджет внесли зрители. И никаких продюссеров, никакой Америки, чистый германо-финно-австралийский треш. Надеюсь, поклонники рады увиденному. Потому что я радуюсь главным образом фюреру в исполнении Удо Кира, которого убили на пятидесятой минуте (он своим предпочтениям не изменяет, я смотрю). А быстро стареющие спецэффекты меня расстраивают. Ну и в целом рваный сюжет как-то... так.
Человечество разрушат не нацисты, а само человечество. Здорово. Интересная мораль.

4. Плоть для Франкенштейна / Flesh for Frankenstein, 1973
What has been seen cannot be unseen (c)
В персональном плане, это - сияющая, как маяк, вершина треша. Дальше уж некуда. Сексуальные извращения, расчлененка (что в целом одно и то же), Жуткие Дети. И Мэри Шелли где-то в отдалении выкуривает второй блок сигарет. "Кровь для Дракулы" по сравнению с этим - милый, в чем-то даже романтичный фильм.
В общем, краткий сюжет: барон Франкеншетейн мечтает создать идеальную расу людей (они собираются из местных крестьян; что-то вроде конструктора); жена барона - в некоторых случаях сестра; я так и не разобралась с инцестуальным элементом их отношений - мечтает о новом любовнике; слуга барона повторяет за хозяином всё худшее; дети барона пробуют гильотину на куклах, но в скором времени перейдут на людей. Ну и ЦИНИЗМ СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СНИМАЕМ ЭРОТИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ В ЗЕРКАЛАХ ЭТО ЖЕ КРУТО РАСЧЛЕНЕНКА ГЕРОЙ С ВЫРВАННЫМ СЕРДЦЕМ ГОВОРИТ О ПОЛЬЗЕ НАУКИ КРОВЬ КИШКИ ДЕТИ СО СКАЛЬПЕЛЕМ ВОТ И ФИНАЛ1
Ну или как-то так.
С другой стороны, фильм грустный. Сплошные люди с вывихнутыми мозгами, которые и любить не могут, пока хорошенько не покопаются в кишках ближнего своего. Аллюзии на реальный мир вы понимаете и сами.
Исторический старт низкопробного B-movie, камрады.

5. Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb, 1963
Питер Селлерс - новый объект любви. Я и не догадывалась, что он сыграл целых четыре роли, пока не посмотрела каст. Доктор Стрейнжлав уже помещен в список самых шикарных персонажей (забавно, что он - как и большинство прочих персонажей из списка - немец).

6. Темный рыцарь: Возрождение / The Dark Knight Rises, 2012
В фильмах о Бэтмене я обычно болею за злодеев. У Нолана всегда получалось отлично их развивать: безумный Крейн-Пугало, дистиллят хаоса - Джокер, и вот теперь Бэйн, которому в финале действительно сочувствуешь.
Но этот фильм стал, кажется, первым, где я вдруг рассмотрела самого Бэтмена. Супергеройские истории всегда содержат ряд допущений: логичных в своем окружении, идиотских - в общекультурном, но тут всему съемочному составу удалось извернуться так, что это действительно тянет на серьёзное кино. То ли я раньше была несправедлива к Кристиану Бейлу, то ли это персональный "взрыв болотного газа" в восприятии, но упорные попытки его персонажа спасти "свой город" ("бо його ніхто крім мене не врятує"

Вообще, финал "Возрождения" был чем-то вроде дубля финала "Райхенбахского водопада" в понятно каком британском сериале. В смысле - с тем же по-детски мучительным желанием, чтобы Уэйн-Бетмен остался жив. "Как Шерлок". И он спойлердействительно выжил.
p.s. ах да, я страшно рада двум минутным сценам с доктором Крейном (как вы понимаете, некоторые симпатии остаются неизменными)
p.p.s. надо бы пойти второй раз
p.p.p.s ну а вообще

7. Бэтмен возвращается / Batman Returns, 1989
Женщина-кошка прекрасна. Пингвин отвратителен. Бэтмен... как сказать. Мне очень симпатичен Майкл Китон в "человеческом" амплуа. Его Брюс Уэйн не тяготится ни собственным статусом миллионера, ни недопониманием с подругами сердца. Будь я младше лет на десять, мне бы хотелось с ним дружить (да и сейчас хочется).
Другое дело, что эстетика Бартона стабильно проходит мимо моей сферы мечтаний, не смотря даже на обилие узнаваемых аллюзий (я вообще начинаю думать, что ради этих аллюзий он фильмы и снимает; не как самостоятельную единицу искусства, а как хороший предлог поговорить со зрителем о). У него очень сочные персонажи и крайне насыщенный мир, но желание продолжать жить в этом мире после финальных титров не возникает. Им же там и так хорошо. Все сыты и счастливы. Готэм восстановят через пару дней. Ну вот и здорово.

8. Королевство полной луны / Moonrise Kingdom, 2012
Во время просмотра постоянно возвращалась к мысли, что это почти история детства Гумберта Гумберта, только развитая в положительном ключе (а из Кары Хэйуорд - раз уж мы заговорили об этом - получилась бы интересная Лолита).
Мне всё в этом фильме нравится. Актёры, сценарий, операторская работа, костюмы, цвета, саундтрек.

9. Значит, война / This means war, 2012
Американское массовое кино, при всей его демонстративной "развязности", регулярно поражает какой-то... целомудренностью взглядов. Даже стерильностью. Два героя весь фильм обмениваются двусмысленными фразами вроде "вот мы же друг друга всегда прикрываем, да? а можешь представить такое с женщиной? / нет", и всё равно деятельно изображают борьбу за одну даму сердца. Окей. Да. Один из немногих фильмов, где даже я хотела каминг-аута для мужской составляющей.
Далее только два тезиса:
- у Эйзенштейна в "Александре Невском" был похожий любовный треугольник, и его решение мне понравилось больше;
- что? зачем? почему она выбрала Криса Пайна?
После "Темного рыцаря..." у меня задумчиво-нежное отношение к Харди (что вы уже поняли; да и тумблер на моей стороне - проверьте по тегу #this means war). Серьёзная маскулинность у него совмещается с... не знаю, как пояснить, но Платон был бы рад. Как и я, собственно.

10. Мой сводный брат Франкенштейн, 2004
"Мой сводный брат..." оставляет смесь нежности, отвращения и жалости. Первое всего сильнее, а на Павлика больно смотреть - не из-за шрама или нелепой повязки, а той бережной заботливости, которая идет рука об руку с его безумием. Когда-то я смотрела этот фильм. Кусками. Но только теперь вижу, насколько многозначно сказанное Тодоровским.
Отец, который пытается понять сына - искренне пытается, но потом вывозит за город, как это делают со щенками или котятами сентиментальные и злые люди. Жена отца, чьи нервы выматываются от соседства с результатом адюльтера, который продолжает тащить войну за собой (я бы хотела осудить её, но с людьми-как-павлик жить действительно невероятно сложно, если они оказываются вдруг в вашей квартире и жизни; в моей оказывались). Сын, отчаянно ревнующий отца и проявляющий худшие качества, на которые подрастающая интеллигенция способна. Маленькая дочь, которая начинает плакать после обещания отца купить, наконец, собаку, - я невольно думаю "ведь Павлик лучше собаки", и от такой нелепицы в голове становится ещё печальней.
"...і тебе такого недосконалого / що доброго".
Спиваковский шикарный актёр.

11 - 20
11. Шестиразрядний / Six Shooter, 2004
Не знаю, стоит ли что-то говорить. Это же МакДонах и его первая короткометражка. Часть меня сожалеет, что он не хочет экранизировать пьесы, а другая часть восхищается силой воли снимать только кинематографический материал.
Все ружья выстреливают (и все револьверы тоже). Люди пьют чай, а у них рушатся судьбы.

12. Натурщица, 2006
История о женском демонизме. О том, как он влияет на мужчин, да и самих женщин в том числе.
Оригинальная новелла Нагибина "Трое и одна, и ещё один" - лучше фильма, но я смотрела ради Спиваковского, так что nothing hurts.
13. Рицолли и Айлз / Rizzoli & Isles, 2010 (season 1)
Чтобы вы всё поняли: я смотрю это повествование о бравых бостонских полицейских и патологоанатомах только благодаря фэмслешной линии. And nothing hurts #2
14. Запределье / The Fall, 2006
Вот так сходишь
- почти как в "Лабиринте Фавна" (без Фавна, к счастью)
- вол\ьно пересказанный "Человек, который смеялся" Сэлинджера
Александрия сломала руку, когда рвала апельсины. У Роя отказали ноги, когда он выполнял очередной трюк для фильма. Александрия навещает Роя, и тот рассказывает ей истории: о банде разбойников, которые решили отомстить жестокому императору...
Там будет свой "обрывок алой оберточной бумаги", бьющийся на ветру у подножья фонарного столба, - но, к счастью, с более счастливой тональностью.

15. Битлджус / Beetlejuice, 1988

16. Альфавиль / Alphaville: Une étrange aventure de Lemmy Caution, 1965

17. Красная пустыня / Il deserto rosso, 1964

18. Диктатор / The Dictator, 2012
У меня все ещё не хватает воли досмотреть "Бруно" и "Борат", но - кажется - "Диктатор" первый в фильмаграфии Коэна полностью кинематографичный фильм. Без вставок реального общения и реальных провокаций. Просто очень едкая сатира над чужими, своими и самим собой.
Кстати, эта многообразие векторов сатиры отличает "Диктатор" Коэна от "Великого Диктатора" Чаплина, которые в остальном очень похожи.

19. Da Ali G Show (MTV; season I, II)
Этот магический момент, когда понимаешь, у кого Реутов ТВ заимствуют самые смешные шутки.
Мне нравится Коэн. Он, конечно, регулярно перегибает палку с уровнем генитальности, но это так смешно, смело и в большинстве случаев осмысленно, что пусть занимается тем же и дальше.


20. Дирк Джентли / Dirk Gently, 2012
В мире не хватит ромашкового чая, чтобы успокоить мою боль по поводу закрытия этого сериала.
Потому что Дирк - почти как Доктор, немного как Шерлок, весь в дугласо-адамсовской харизме. Я думаю, этого сравнения достаточно, чтобы вы поняли глубину моей любви и обширность БОЛИ1
Макдафф тоже очень шикарен, да. Там все шикарны.
И если это не подвигнет меня прочесть литературный оригинал, то я, должно быть, безнадежна.
P.S. Кстати, твиттер Мэнгэна намекает, что у него отличное чувство юмора (мне неловко писать об этом в своем твиттере).

21 - 30
21. The yellow house, 2007
Жаль, что из Гогена и Ван Гога сделали хрестоматийных Марфу и Марию, с "I don't know how to love him" на фоне. Очень жаль, что к этому постарались добавить ещё немного Иуды и Христа. Мы, конечно, должны понять сложности взаимодействия хорошего художника и гения, но зачем делать это таким очевидным.
С другой стороны, Симм хороший актёр. В смысле, он почти как Мастер по градусу нервозности и манерам за столом, но это Ван Гог. На какую-то малую часть, которую позволяет проявить кино, за которую его считают мистическим искусством. Его издерганного Винсента, с плохими зубами, пропахшего красками и табаком, хочется просто обнять - как Эми Понд сделала в Vincent and the Doctor. Попросить be kind to yourself. И так далее.

22. Сны Акиры Куросавы, 1990
Пока смотрела, думала: Куросава такой же поэт, как Параджанов. Не в смысле тождественности; они совсем разные. Но в кино так мало подлинных поэтов, что их всегда хочется суммировать хоть по отдаленным признакам.
Восемь новелл, которые когда-то приснились Акире Куросаве.
Я садилась смотреть ради "Ворон" - новелле о Ван Гоге, но это не лучший выбор, как оказалось. В смысле, мы все хотим попасть в его картины, но... нет.
Шикарные новеллы об атомной войне. О срубленном персиковом саде. О путниках, застрявших посреди снежной бури.
Моя любимая - "Тоннель". О командире взвода мертвецов, который отправляет их, синих и при винтовках, умереть окончательно. И остается наедине со злым псом - своей собственной совестью.

23. The Last Performance, 1927
Я привыкла считать Фейдта особенным актёром и до сих пор не отказываюсь от этой мысли. Худшее, что может с ним cлучиться - сентиментальность.
В общем, сюжет: у фокусника Эрика всё как-то не задалось. Невеста не проявляет особого восторга по случаю замужества, ассистент подозрительно ярко красит губы, да ещё и нищие лазят в окна гостинничных номеров. Эрик хороший человек, потому невесту он продолжает преданно любить, ассистента - терпеть, а нищего кормит и даже трудоустраивает. И - казалось бы! - что такого привлекательного в любом мужчине, стоящем рядом с Конрадом Фейдтом, но у невесты другие планы. Потому уже на 20-й минуте фильма у меня в голове осталось всего две мысли: "ВСЕ ГЕИ1" и "убей их, Эрик, убей их всех". Эрик так и сделал.
Черная подводка добавляет +9000 к мужской привлекательности. Если вы ещё не поняли это со времен "Кабинета...".

24. Wreck-It Ralph, 2012
Я ходила с братом и не жалею, по Бхагавадгита лаконичней выразила главный смысл этого мультфильма: "Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна".
25. Escape, 1940
Марк Прайсинг приезжает за мамой в Германию, а это ВНЕЗАПНО УЖЕ ГИТЛЕРОВСКАЯ ГЕРМАНИЯ 36-Й ГОД ГЕСТАПО ПАСПОРТ ПОКАЖИ ЗАЧЕМ ПРИЕХАЛ ДАВАЙ УЕЗЖАЙ ГДЕ МАМА НЕ СКАЖЕМ НО ВОТ ТАМ ДАЛЬШЕ КОНЦЛАГЕРЬ1. А потом Марк ещё и влюбляется в графиню - когда-то американку, теперь подругу сердца генерала гестапо - и вот вам сюжет.
В целом, это такая "Касабланка" в перекрученном и очень фанонном варианте. Фанонном - потому мне и там хотелось считать майора Штрассера неплохим человеком, а тут генерал Курт весь такой Неоднозначный и Мятущийся, что это даже этически возможно. Скажу больше: в последней сцене, где генерал - уже просто очень больной человек, а не часть гестапо - шепчет Руби "ты не же не оставишь меня, правда?", Фейдт так похож на своего Орлака, что это как-то совсем... нелегко смотреть.
ОТП Алла Назимова / Конрад Фейдт не состоялось; бездушные люди не прописали им ни одной общей сцены (а как круто это могло бы быть). В общем, я остаюсь адептом Фейдт / Лорре.

26. You'll nener get rich, 1941
Фред Астер стабильно кажется мне энергично говорящей, но куда менее поэтичной копией Бастера Китона. В смысле, он отлично танцует и вообще симпатичный человек, но Китон вообще всё умел. И его "Doughboys", снятые в 1930-ом, фактически предвосхищают сюжет "You'll nener get rich" (если исключить танцы), но в куда более человечном ключе.
Рита Хейворт красивf и хорошо танцует, но на этом её таланты заканчиваются. Когда в следующий раз будете винить Кристен Стюарт за одно выражение лица на весь фильм, учитывайте, что это поветрие началось очень давно.
Ну а ещё я поняла, что финальный танец в "Артисте" - наверняка аллюзия на фильмы Астера. Надо посмотреть ещё несколько.

27. Cloud atlas, 2012
Меня всё больше начинает волновать эклектика в современном кино. Сейчас в голове совершенно разрозненные примеры (вроде "Боевого коня" или "Ральфа-разрушителя"; да, последний мультфильм особенно хорошо иллюстрирует то, о чем я хочу сказать), но по ним уже видно как бы тенденциозное желание захватить больше двух жанров в одном кино. Меня-зрителя это радует, - один поход в кино приносит целую охапку впечатлений. В "Искусстве кино" пишут, что это "в некотором роде кино будущего, когда внимание зрителя будет настолько неустойчивым, что он уже совершенно разучится последовательно смотреть один фильм от начала до конца и следить за одной историей" (хуфандому очень польстит сравнение с "Доктором Кто").
Сам фильм, при всей мозаичности и зашкаливающем драматизме (здорово, что создатели не стали взвинчивать его до предела - включив на полную громкость главную тему фильма, особенно кровожадно убив Сонми-451 и т.п.), довольно прост в своей сути: постоянная необходимость в революции, свободы от рабства во всех его проявлениях . Вначале я воспринимала истории как последовательные кольца сансары, а потом поняла, что это просто постепенное развитие одной и той же мысли. От частности (освобождения одного раба) ко все более и более широким трактовкам. И всё это, конечно, в очень лотосовых категориях: люди будущего, герои последней истории, особождаются от "голода в сердце", спокойно доживают век на чужой планете - и рассматривают Землю издалека.

28. Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat, 2000
СЛИШКОМ. МНОГО. ПОСТМОДЕРНИЗМА.
*выдохнув*
Я вроде бы знакома со старозаветным каноном, но все равно ждала революций, казней и "I only want to say..." взамен "My service to Pharaoh has begun / Tell me your problems, mighty one". Сделай Уэббер & Райс этот мюзикл раньше JSC, я бы увидела в этом предтечу таланта и согласно кивала бы головой. Но после - уже как-то... как-то так. Одна только "Close every door to me" написана с размахом предыдущего мюзикла, но и от неё распроняется зуд скорее пересматривать "Gethsemane", чем продолжать смотреть историю Иосифа Прекрасного.
Ну и Фараон шикарный. И всё на этом.
P.S. Я дала себе обещание не писать ничего об идее "школьного мюзикла", вбегающих в кадр детях и сопутствующем. От этого как-то совсем тошно.
29. Возница / Körkarlen, 1920
Давид Холм - пьяница и домашний деспот. Новый год он празднует на кладбище, рассказывая приятелям легенду: дескать, всякий, умерший в Новый Год, следующие 365 дней будет управлять повозкой Смерти. Собирать души. И - так уж получилось - Давид умирает всего через несколько минут, с двенадцатым ударом часов. К нему подъезжает призрачная повозка...
Современная критика называет фильм морализаторским. Это правда: подтекст "пьянству - бой" там настолько неиллюзорен, что дальше некуда. Ну и диккенсовское развитие истории (возница отправляет Давида в прошлое - созерцать все главные грехи). С другой стороны, в фильме перманентная техника двойной экспозиции (душа Давида отделяется от тела), эмоциональный монтаж и действительно умеющий играть Виктор Шёстрём. Это вам не то, как для начала века.
Я думаю, шведы научились снимать серьёзное кино удивительно рано - примерно наравне с Германией; если не раньше.
Ты знаешь, Давид, если бы я только мог обратиться к людям с посланием, которое достигло бы их сердец, я бы передал им новогоднее пожелание. Я бы хотел, чтобы они сосредоточили свои мысли на одной-единственной новогодней молитве: "Господи, дай душе моей созреть, прежде чем настанет час жатвы" (с)

30. Ночь охотника / The Night of the Hunter, 1955
Я иногда забываю, что кино - сплошь вкусовщина, в понимании которой помогает только любовь. Американское кино конца 30х тире 50х, как ни пытаюсь, я полюбить не могу. То оно кажется слишком глянцевым и нарочитым, то меня просто выводят из себя не умеющие играть дети. А не смотреть хотя бы ключевые фильмы нельзя, - современная культура слишком часто на них строится. С "Ночью охотника" далеко и ходить не надо: "love" и "hate" на костяшках пальцев Эми Понд из "Asylum of the Daleks" - прямая отсылка к Гарри Пауэлу. Ну и переделанные сцены с погоней жутковатого не-отца за детьми я, стоит думать, видела в десятке фильмов последних пятидесяти лет.
Кто мне действительно понравился, так это Лилиан Гиш. Начинаю думать, что перверсивное прошлое действительно способствует хорошей игре (немцы-то это подтвердили).

31 - 34
31. The scarlett letter, 1926
Печально-трогательный фильм о том, что в пуританском обществе не получится любить священника при пропавшем без вести муже.
Мне нравится Лиллиан Гиш. У Ларса Хансона харизма сакридагамина, который совсем недолго задержится на предпоследней ступени перерождений, - он мог бы играть отца Уэлша из "Сиротливого Запада", я бы верила.
Суть режиссёрской манеры Шёстрёма остается туманной; к счастью, я вполне могу любить его и таким.

32. Vampyr, 1932
Дрейер может внушить мне любую эмоцию. От жалости до ужаса, от восхищения до отвращения. Наверное, это какая-то особенная магия его пуританской аскезы, которую фон Триер так хорошо сегодня цитирует. Вот, разве что, Дрейер - в отличие от фон Триера - не оставляет вещественного желания соскоблить с себя налет мерзости (надо будет потом полнее написать об этом сравнении).
Этот фильм страшный. Я как-то писала, что не вижу кошмарных снов, но то, что отдаленно подходит под их вариант - сны вроде "комнатки с пауками" Свидригайлова. Тягостные, бесконечно меланхоличные. Так вот, "Вампир" именно такой.

33. После смерти, 1915
- Что с тобой, Андрюша?
- Со мной? Я счастлив... (с)
Печальный русский ну-вот-уже-почти-экспрессионизм от Евгения Бауэра. Судьбы каждого из главных актёров впоследствии развернулись так, что об этом можно снимать отдельные фильмы.
Сюжет в духе "поместить на паре спичечных коробков": Андрей влюбляется в Зою, они оба неопытны, Зоя кончает с собой и начинает являться Андрею в галлюцинациях; он умирает с улыбкой. Все это могло бы быть очень сентиментльно и пусто, но получилось удивительно красиво. Особенно видения в поле и последние 1,5 минуты фильма.

34. Аэлита, 1924
Дед смеялся, пересказывая сюжет - то ли книги, то ли фильма. "И он, значит, построил ракету в сарае и полетел на Марс!". Читала, что в театре (кажется) это называют степенью зрительского допущения: несложно поверить, что на заднике - подлинное солнце; сложно поверить в престарелую приму, игрующую Джульетту. Вот и дед не верил в строительство космического транспорта в домашних условиях.
Словом, я посмотрела фильм и... дед, как я тебя понимаю! dafuq did i just watch (c)
Все это так бестолково, по-советски бравурно и ещё раз бестолково, что пересказывать не хочется. Может, Фриц Ланг действительно подсмотрел в "Аэлите" что-то для своего "Метрополиса". Может, это веяние времени. Но вот Герберт Уэллс точно не вник в историю аллюзий, когда именно "Метрополис" называл самым идиотским фильмом в мире.
Вообще, смотреть советские фильмы двадцатых чревато, если вы любите фиксироваться на актёрах. Николай Церетелли, к примеру - лучшее, что в этом фильме есть; но он перестал сниматься всего через три года, а до того не снимался ещё с 1917-го. И даже фотографий с ним нормальных нет (без шуток; ни одной). Я сделала три скриншота и упиваюсь болью в одиночестве.

35. I was born, but, 1932
Ясудзиро Одзу - буддист от кинематографа. Старался центрировать тело и децентрировать эго своих персонажей. Возможно, поэтому (а не только по географическим причинам) его никак не затронул повальный романтизм западных тридцатых.
Сюжет: молодая семья переезжает из Токио в село, потому что отцу так легче добиться повышения у начальника. Двое его сыновей постепенно выстраивают отношения со сверстниками - раздавая подзатыльники и делясь воробьиными яйцами - как вдруг приходит взросление. В любительском фильме мальчики видят отца в новом свете: он карьерист, строящий из себя шута перед начальником. Разочарование, выяснение отношений, поразительно естественная игра актёров (и естественный японский быт, который очень интересно наблюдать).
Первая социальная критика в японском кино.

@темы: фильмы-2012
И этот образ ему очень удался бы
Почва для "Шоу ужасов Рокки Хоррора".
терзаюсь тем же вопросом после сегодняшнего просмотра Оо
Я окончательно превратилась в фанатку на сцене погони за Бейном, когда хоп! и Бэтмен появился, и все обалдели. Хотя, может это все музыка Циммера.
А вообще я решила для себя, что истинный злодей должен быть без мотивации. Вот как Джокер. "Некоторые люди просто хотят видеть мир в огне". Бейн мне больше нравился до мелодрамы с Талией)
Я долго пыталась, кстати, постигнуть логику поступков Талии, но нет, не смогла.
окончательно превратилась в фанатку на сцене погони за Бейном
примерно тут меня фильм примял, и потом уже не отпускал.
Джокер был чем-то вроде каноничного Локи (из мифологии). Нет у него никаких целей, только внутренне наитее разрушать. Вот это действительно страшно (и притягательно в каком-то смысле).
Талия тоже осталась для меня загадкой. Зачем ей было это "воссоединение с отцом", который стал причиной все жизненных трагедий. Разве что тут как-то смысл с уклоном в теологию. Но всё равно не тянет Ра’с аль Гул на такие высоты (как мне кажется).
Я точно была, но на днях посмотрела "Эквилибриум" и прониклась)
твоя культурная радиация сегодня была настолько сильна, что я уже успела посмотреть. фильм и правда потрясающий. и Сэлинджер, да. было жутко, очень красиво и очень печально, когда он начал убивать своих героев, и здесь изумительно красивое смешение сказки и вот этого вот, настоящего про силу воли и желание жить. спасибо за радиацию, в общем.
и откровенно гомосексуальные трактовки отношения к Гогену.а The yellow house, пожалуй, надо будет мне посмотреть.
и откровенно гомосексуальные трактовки отношения к Гогену.
а я уж думала, никто так и не решился; окей, пойду скачивать.
Кстати, в этом фильме Тео ещё очень хороший. Хотя из него тоже, кажется, сделали кого-то вроде Петра.
решились-решились. правда если учесть, что письма я читала уже после этого фильма, это несколько, хмм, повлияло на восприятие))
ага, а я попробую вечером побыстрее расправиться со всеми злободневностями и врубить The yellow house. у меня там еще лежит скачанное "Жажда жизни", но я успела прочитать, что там слишком уж "каноническая" повесть про непризнанного миром безумного гения, и потому пока сдерживаюсь
ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ ФИЛЬМЫ О ВАНГОГЕ!1