с любовью и всяческой мерзостью
Прочла "Sir Ofeo". Это такая средневековая (примерно середина ХIV века) поэма, в прошлом столетии переписанная Толкином на современный английский.
Я бы тянула с чтением еще пару лет, но кто-то неосторожно обмолвился, что лесные эльфы сами-знаете-кого интертекстуально происходят именно отсюда.
ЛЕСНЫЕ ЭЛЬФЫ
БЕЗ ОБОЖЖЕННЫХ ЛИЦ
ИТС КРИСТМАС
Вам конечно ясно, а до меня только под конец дошло, что "Сир Орфео" - это такая средневеково-британская (?) перепевка легенды об Орфее. Король Орфео тоже весь сюжет занимается спасением королевы Heurodis, тоже поет у трона похитителя, тоже отправляется в страну смерти (ну, Пропп бы согласился), но есть одно отличие: Heurodis забрал король эльфов.
И - ох - это такой экшн.
То есть, почти все средневековые поэмы, мной прочтенные (их не так уж много) в приближении оказываются заявкой на голливудский блокбастер, и даже больше - на интересный голливудский блокбастер. Но "Сир Орфео" отдельная (хаха) песня хотя бы потому, что в нем шикарные контрасты описания эльфийских королей - "The king was crowned with crown of light, / not of red gold nor silver white, / but of one single gem 'twas hewn / that shone as bright as sun at noon", соседствуют с описанием людей, похищенных эльфами - "of folk that were thither drawn below, / and mourned as dead, but were not so. / For some there stood who had no head, / and some no arms, nor feet / and some were strangled as they ate".
А потом заново -
Their king and lord there held his seat
beside their lady fair and sweet.
Their crowns and clothes so brightly shone
that scarce his eyes might look thereon.
Это, конечно, не "Беовульф" и явных параллелей с сюжетами Толкина нет.
Но вся эстетика, описания,характер детали вроде заснувшей под grafted tree королевы смутно что-то напоминают. В книжке о синих занавесках "Tolkien the Medievalist" мимоходом упоминались филологические девы и мужи среди знакомых Толкина, которым всерьез казалось, что вместо книжек про хоббитов, кольцо и Сильмариллы ему бы стоило переводить поэмы и гастролировать с лекциями о лингвистике.
Так вот - они неправы, конечно, но поэмы все равно ужасно красивые.
Есть где-нибудь книжка, где вместо изучения влияния образа Девы Марии на образ Галадриэль, говорится о предпосылках к созданию эльфов у Толкина на основе еще десятка средневековых поэм?
Если я правильно себя понимаю, это лучшая из мотиваций.
Я бы тянула с чтением еще пару лет, но кто-то неосторожно обмолвился, что лесные эльфы сами-знаете-кого интертекстуально происходят именно отсюда.
ЛЕСНЫЕ ЭЛЬФЫ
БЕЗ ОБОЖЖЕННЫХ ЛИЦ
ИТС КРИСТМАС
Вам конечно ясно, а до меня только под конец дошло, что "Сир Орфео" - это такая средневеково-британская (?) перепевка легенды об Орфее. Король Орфео тоже весь сюжет занимается спасением королевы Heurodis, тоже поет у трона похитителя, тоже отправляется в страну смерти (ну, Пропп бы согласился), но есть одно отличие: Heurodis забрал король эльфов.
И - ох - это такой экшн.
То есть, почти все средневековые поэмы, мной прочтенные (их не так уж много) в приближении оказываются заявкой на голливудский блокбастер, и даже больше - на интересный голливудский блокбастер. Но "Сир Орфео" отдельная (хаха) песня хотя бы потому, что в нем шикарные контрасты описания эльфийских королей - "The king was crowned with crown of light, / not of red gold nor silver white, / but of one single gem 'twas hewn / that shone as bright as sun at noon", соседствуют с описанием людей, похищенных эльфами - "of folk that were thither drawn below, / and mourned as dead, but were not so. / For some there stood who had no head, / and some no arms, nor feet / and some were strangled as they ate".
А потом заново -
Their king and lord there held his seat
beside their lady fair and sweet.
Their crowns and clothes so brightly shone
that scarce his eyes might look thereon.
Это, конечно, не "Беовульф" и явных параллелей с сюжетами Толкина нет.
Но вся эстетика, описания,
Так вот - они неправы, конечно, но поэмы все равно ужасно красивые.
Есть где-нибудь книжка, где вместо изучения влияния образа Девы Марии на образ Галадриэль, говорится о предпосылках к созданию эльфов у Толкина на основе еще десятка средневековых поэм?
Если я правильно себя понимаю, это лучшая из мотиваций.