понедельник, 04 февраля 2013
две в меру заурядные мысли о легендариуме ТолкинаКогда-то давно меня ввела в прострацию фраза из письма Толкина, где он говорил, что «эльфы и люди – конечно, два аспекта человеческого». Гораздо позже я прочла расширенную версию этой его мысли, где говорилось, что эльфы – высокоразвитая часть цивилизации, выбравшая вершиной своих исканий Искусство. Люди выбрали Машину. Поэтому Кольцо Власти и воздействует именно на них с такой силой: оно, как и все машины, дарит иллюзию исполнения мечт – стать невидимым, стать хитроумным, стать могущественным, - но в итоге обдирает вас до костей, а душу подчиняет себе.
Словом, видите ли, к чему я веду. Суть и красота Арды не в том, что это огромный и хорошо продуманный мир, в котором можно жить. Глупо надеяться, что никто этого не повторит, а то и не переплюнет: вполне возможно, это уже сделали. Арда прекрасна тем, что не замыкается на своем многообразии. Она идет выше его. Она метафорична.
И это - ответ на все вопросы сразу.
*
Все не придумаю, как выразить, что «Хоббит» - ближе всего современным людям в моральной оценке. Не потому, что это детская книга, а потому что Бильбо - едва ли не единственный персонаж, с которым мы действительно можем себя ассоциировать. У него мировоззрение современного человека (когда я говорю «современного», то подразумеваю, по меньшей мере, последнюю сотню лет «современности»).
(даже Фродо страшно далек от читательского «я», стоит ему ступить за порог; Он не идет за Приключениями; у него есть мир, который нужно спасти. сопереживая ему – и всем остальным – мы уже позволяем истории трансформировать нас)
В экранизации «Хоббита» эту первостепенную легкость, конечно, заострили намеренно. Очень в духе фанфикшена – того сюжета, который все, наверное, продумывали хоть раз. Спасти короля, который погибает так печально. Напомнить ему, что песни и веселье действительно важней прекрасных камней – какими бы прекрасными и волшебными они не были. В «Сильмариллионе» это невозможно, а, боже, как хотелось бы. Где-то тут вырастают монстры Мери Сью, спасающие эльфийских лордов, что, конечно, пошло и дальнейшего описания не требует.
Но «Хоббит» - совсем другое. Это что-то вроде краткой читательской экскурсии по весьма лаконичному маршруту, прежде чем начать подлинное путешествие и уже никогда не вернуться назад. Не знаю почему, но меня это ужасно радует.
@темы:
J.R.R. Tolkien
меня в образе Бильбо смущает одна вещь- у мистера Бэггинса патологически нет "темной стороны", как я ни стараюсь ее найти. тем не менее это не лишает его противоречия. с другой стороны, это тоже частично объясняет, почему читатель будет себя ассоциировать именно с ним.
у мистера Бэггинса патологически нет "темной стороны"
Ну, у меня совсем другое мнение.
Линию с Аркенстоуном вполне можно рассматривать как предательство, пусть даже и во благо.
Или одержимость Кольцом, которая и его также коснулась. Хоть Бильбо и остался наименее "запятнанным".
а что касается линии с Аркенстоуном, вы только что дали мне почву для миллиона рассуждений. хотя я не думаю, что Бильбо вообще мог предать Торина и Ко, что, учитывая связывающие их отношения, предательство будет правильной характеристикой его поступка.
Были уже долгие дискуссии по поводу того, что книжного Бильбо и Торина (вместе с Компанией) связывают не дружеские, а максимум товарищеские отношения. В конечном итоге Бильбо пошел доживать жизнь в Имладрис, а не в Синие Горы или Эребор. Так что "предательство" его - это, конечно, палка о двух (или более?) концах. Сам по себе Бильбо хотел просто быстрее закончить Приключение, желательно без жертв. У остальных, как вы помните, намерения были совсем другие.
и за интересный дневник, кстати, тоже