Моя немногословная рецензия открывается посредством единократного нажатия на изображение ниже.
Не знаю, насколько правомерно с моей стороны повторить *еще раз* очевидный факт гениальности Оливье. С одной стороны, ни на кого это уже, должно быть, не произведет впечатления, но - альтернативы моё восхищенное... словом, альтернативы я не вижу. И не увижу в ближайшие пару десятков лет, должно быть.
Сразу - для всех, кто проникся первым абзацем: русского перевода нет. Есть субтитры. Английские.
Можно великодушно махнуть на это рукой, решив, что "пойму и так", и, по примеру вашей покорной слуги, просидеть первые пятнадцать минут, лихорадочно перелистывая бумажный вариант (русскоязычный). А потом махнуть рукой еще и на это, и просто наблюдать. Просветление снисходит минуте на тридцатой.
Вообще, - чтобы я не начала сейчас рассказывать вам об особенностях монтажа и ракурсах, - фильм замечательный. Из тех колоссов, которые смотришь исключительно для того, чтобы мысленно подтвердить самим временем установленные "10 из 10". Нет, у меня не так уж много примеров для сравнения (совсем немного, если на чистоту), но - стоит ли сравнивать вообще? Свои два Оскара он уж получил в далеком 1948, и за прошедшие более, чем пол столетия, вполне их оправдал. Даже более, чем.
Оливье.
Я понятия не имею, как этот человек умел так перевоплощаться. Мне известен еще только один такой же пример, и это не убавляет зрительского недоумения, которому, впрочем, лучше бы всегда оставаться в своем нынешнем качестве. Чудес и так не много.
...я помню его в "Ричарде III", и - насколько там он Глостер, настолько здесь - Гамлет.
Нет, я не могу объяснить. Но это завораживает.
Джин Симмонс (которая в жизни, к слову, брюнетка, и вообще похожа на Жаклин Кеннеди) впервые прояснила для меня, как в не-печатном варианте должны звучать те четырехстрочные песни Офелии. Очень красиво, на самом деле. И еще у неё удивительная... пластика, что ли. Так мне, по крайней мере, упорно казалось при просмотре той их первой сцены с Полонием и Лаэртом.
Призрак Короля действительно страшен. Черно-белость, случившаяся только от недостатка материальной составляющей, создала удивительно правильную атмосферу. И сам формат фильма-спектакля, когда происходящее на экране представляет собой расширенную до невероятных размеров сцену - по-видимому, насколько персонально-любим и предпочтителен, что об этом и говорить излишне.
В качестве послесловия...
1948 год. Всего три года после войны. А "Генрих V" и вовсе снимался в 1944.
Все это нужно осмыслить, кажется. Нет, не вглядываясь в экранные лица, - это бессмысленно, они все слишком в образе, чтобы как-то выдать. Нет, не пере-осмыслить, потому что - какое имею право, при всех своих знаниях, основывающихся всего-то на учебнике истории и пяти книгах Ремарка. Просто осмыслить. Со временем.
Return my brain back, XX century.
Вообще, я, может быть, сегодня напишу нормально. Как добью отчет по Монте Кристо австрийскому -______-
Я вообще тут сам задротище, так что до выходных неадекват и некондиция.