с любовью и всяческой мерзостью
Дочитав LOTR до первого описания Мордора, поняла, что за последние четырнадцать лет (с момента первого прочтения книги) как-то подзабыла отношение Толкина к Саурону.
Он - поляк Колаковский свидетель, - воспринимает зло очень прямо, без размытости "хорошего персонажа, который стал плохим, но отчасти еще хороший". Каким Саурон был, вы можете почитать в общеизвестных произведениях фанфикшена; каким он мог бы быть - там же, но суть в том, что это совершенно не интересно. Нам дают одну-единственную иллюстрацию приграничья его страны: пыль и шлак, и зловоние, и ничего живого. Даже в Болотах Смерти остались паростки бледной зелени, напоминающих о весне, но не здесь. Все истлело, превратилось в золу, и - разве что море заполнит эту землю, смыв следы окончательной смерти.
("I'm feel sick", говорит Сэм, и его как-то очень хорошо понимаешь)
То есть, зло. Без масок и рефлексий, без избирательной программы "прогрессивного реформатора мира". Нет у Саурона никаких планов на мир - кроме как уничтожить его, предварительно извратив. Его главное творение, кольцо, предназначено именно для этой цели. Это идеальный механизм, метафора всех механизмов, которые неизбежно лучшие свои стороны обращают во зло. В этом смысле магия кольца - полная противоположность волшебству эльфов, которое в своей сути искусство (идеальное и поставленное на уровень, людям недоступный).
Мне, в общем, очень нравится это изображение характеров на грани метафоры у Толкина. Но изобразить их (характеры) визуально (далее уровень снобизма невыносимо повышается)
Он - поляк Колаковский свидетель, - воспринимает зло очень прямо, без размытости "хорошего персонажа, который стал плохим, но отчасти еще хороший". Каким Саурон был, вы можете почитать в общеизвестных произведениях фанфикшена; каким он мог бы быть - там же, но суть в том, что это совершенно не интересно. Нам дают одну-единственную иллюстрацию приграничья его страны: пыль и шлак, и зловоние, и ничего живого. Даже в Болотах Смерти остались паростки бледной зелени, напоминающих о весне, но не здесь. Все истлело, превратилось в золу, и - разве что море заполнит эту землю, смыв следы окончательной смерти.
("I'm feel sick", говорит Сэм, и его как-то очень хорошо понимаешь)
То есть, зло. Без масок и рефлексий, без избирательной программы "прогрессивного реформатора мира". Нет у Саурона никаких планов на мир - кроме как уничтожить его, предварительно извратив. Его главное творение, кольцо, предназначено именно для этой цели. Это идеальный механизм, метафора всех механизмов, которые неизбежно лучшие свои стороны обращают во зло. В этом смысле магия кольца - полная противоположность волшебству эльфов, которое в своей сути искусство (идеальное и поставленное на уровень, людям недоступный).
Мне, в общем, очень нравится это изображение характеров на грани метафоры у Толкина. Но изобразить их (характеры) визуально (далее уровень снобизма невыносимо повышается)