с любовью и всяческой мерзостью
К финалу "Конца парада" я была слишком измочалена Первой Мировой, присутствуем штаб-сержанта Икс ("Дорогой Эсме - с любовью и всяческой мерзостью" Сэлинджера; почему, думаете, я вообще взяла этот ник?) в моей голове, и выбором каста в целом; о чем история в сумме своей, думать не хотелось (когда в окопах плачут солдаты, поневоле следуешь их примеру).
Ну, а потом я чуть передохнула - и поняла вдруг, что это "Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь" в профиль.
Смотрите: столкновение двух моральных систем. Гавейн разрывается между куртуазией и христианской моралью, Тидженс - между той же куртуазией и... не знаю, наверно, моралью нового века с примесью христианства. И всё это завернуто в очень увлекательный сюжет, за которым хочется следить, время от время спрашивая себя: "почему все люди сволочи, кроме Тидженса и суфражистки?" (в средневековой поэме спрашивать не хотелось, но единственным достойным человеком там был Гавейн - говоря строго).
Морализаторство "Сэра Гавейна...", конечно, сильней на порядок - но там и история чище, гениальней в своей простоте. "Конец парада" - вполне типичный для Потерянного Поколения роман, в котором не слишком типично вынесли во главу угла вопрос жизненных ценностей (куртуазных или общечеловеческих), а не ужас войны (хотя второго, конечно, достаточно). Пользуясь случаем, хочу поделиться вечной болью волшебных историй - отсутствием хороших иллюстраций. Бертилака в 90% случаях рисуют, как ётуна, забывая, что в таком случае противоборство с Гавейном было бы ну очень своеобразным. У Моргота с Финголфином та же проблема, впрочем.



моя любимая иллюстрация - Гавейн неканонично сгорблен, но понять его несложно

@темы: J.R.R. Tolkien