с любовью и всяческой мерзостью
Посмотрела "Хоббит".
спойлеры, спойлеры, спойлерыКогда-то - в 2003, кажется, году - в газете мне встретился пример культурного шока. Я вернулся из кинотеатра, писал человек, где посмотрел "Властелин колец". Помыл руки. Потом ещё и ещё раз. Когда мыл в пятый раз, понял наконец, что делаю.
Мой культурный шок другой: я хочу отдалить от себя всех окружающих, и как-нибудь в духе "тут-вхід-не-вільний!" пережить свой катарсис. Я хочу молчания. И, конечно, ещё раз пять в кино.
Кажется, Джексон научился снимать ровно (наверное, это произошло не конкретно на "Хоббите"; просто я не следила за его режиссёрской карьерой). Когда я говорю "ровно" - то в смысле, что вот трилогия ВК представляла собой очень разные истории (но все по Борхесу). Первая часть - о путешествии и поиске, вторая - о штурме и обороне укреплённого города, третья - о долгом возвращении. А "Хоббит" (хотя, возможно, так кажется только сейчас - до знакомства со следующими частями) уравновешен как-то очень в духе самого Толкина. Да, флешбеки. Да, сильно дополненный сценарий. Ноничего плохого не случится с тем, кто не привязан к имени и форме лично мне очень радостно наблюдать Третью Эпоху в её комплексной истории. Каждая из предыдущих экранизаций "Хоббита" была детской сказкой в её современно понимании; все, что Джексон и четыре сценариста сделали - это углубление сказки до формата faerie tale. В любом случае, пока это будет снято по материалам Толкина - я буду довольна.
Мартин Фриман прекрасный актёр. Как хорошо, что он попал, наконец, в действительно большой формат.
Вот разве что Питер Джексон так и не научился воображать эльфов. Вы, конечно, можете воспринимать мои слова как снобизм - и будете правы. Но у Ежи Гужанского есть стихотворение "Благовещение (Джотто)", которое лучше всего привести полностью - чтобы вы хоть немного меня поняли.
коленопреклоненная Мария
профилем обращена в сторону,
узнать которую нам не даноКоленопреклоненная Мария
профилем обращена в сторону,
узнать которую нам не дано.
Зато откинутая занавеска
обнаруживает помещение,
в котором, быть может,
мы когда-нибудь окажемся.
Преклонив колени.
Смиренно.
Не задавая вопросов.
Не требуя ответа.
Помещение, пожалуй, освещено
блистанием метеоров.
А может, стальным
поблескиваньем топора.
Что ж,
нельзя требовать от помещения
совершенства.
Совершенство, преклонив колени,
всегда стоит в одиночестве
и не смотрит нам в глаза.
...и ничего этого нет в белых платьях с длинным подолом, в "дивной" игре на флейте/арфе и т.д., гигантских лосях с легким флером наркомании создателей.
Но, в общем, ладно.
Рецензии кинокритиков не радуют меня ни разу, потому что пока что я прочла только об их собсвенной претенциозности и презрении к "технологиям" (48 кадров в секунду вместо 24 - преступление против смысловой составляющей; почти уверена, что что-то подобное говорили и о раннем цветом кино). Не знаю, откуда у всего этого растут ноги - ведь даже я вижу историческую преемственность Джексона у Ланга, Эйзенштейна, Видора. Почему бы не писать об этом?
Но вот что я нашла в одной из намного более ранних статей:
«Ну, вот я и дома», — гласит последняя фраза «Властелина Колец», лучшего романа об иных мирах. Который еще и потому лучший, что учит — как, побывав в этих самых иных мирах, не предать собственного. Урок, которого не знал капитан Уиллард, герой копполовского «Апокалипсиса», побывавший, как и хоббиты, в Стране Зла. Но, в отличие от них, не нашедший пути обратно. И не потому, что «Апокалипсис» снят всерьез — «Властелин Колец» тоже всерьез написан. А потому, что у Уилларда цель была вернуться; целью же хоббитов было — всего лишь дойти. Поэтому им вернуться удалось. Уилларду — нет. Как и в самой древней, наверное, истории о путешествии в иные миры — истории об Орфее — ценой спасения всегда является безоглядность.
спойлеры, спойлеры, спойлерыКогда-то - в 2003, кажется, году - в газете мне встретился пример культурного шока. Я вернулся из кинотеатра, писал человек, где посмотрел "Властелин колец". Помыл руки. Потом ещё и ещё раз. Когда мыл в пятый раз, понял наконец, что делаю.
Мой культурный шок другой: я хочу отдалить от себя всех окружающих, и как-нибудь в духе "тут-вхід-не-вільний!" пережить свой катарсис. Я хочу молчания. И, конечно, ещё раз пять в кино.
Кажется, Джексон научился снимать ровно (наверное, это произошло не конкретно на "Хоббите"; просто я не следила за его режиссёрской карьерой). Когда я говорю "ровно" - то в смысле, что вот трилогия ВК представляла собой очень разные истории (но все по Борхесу). Первая часть - о путешествии и поиске, вторая - о штурме и обороне укреплённого города, третья - о долгом возвращении. А "Хоббит" (хотя, возможно, так кажется только сейчас - до знакомства со следующими частями) уравновешен как-то очень в духе самого Толкина. Да, флешбеки. Да, сильно дополненный сценарий. Но
Мартин Фриман прекрасный актёр. Как хорошо, что он попал, наконец, в действительно большой формат.
Вот разве что Питер Джексон так и не научился воображать эльфов. Вы, конечно, можете воспринимать мои слова как снобизм - и будете правы. Но у Ежи Гужанского есть стихотворение "Благовещение (Джотто)", которое лучше всего привести полностью - чтобы вы хоть немного меня поняли.
коленопреклоненная Мария
профилем обращена в сторону,
узнать которую нам не даноКоленопреклоненная Мария
профилем обращена в сторону,
узнать которую нам не дано.
Зато откинутая занавеска
обнаруживает помещение,
в котором, быть может,
мы когда-нибудь окажемся.
Преклонив колени.
Смиренно.
Не задавая вопросов.
Не требуя ответа.
Помещение, пожалуй, освещено
блистанием метеоров.
А может, стальным
поблескиваньем топора.
Что ж,
нельзя требовать от помещения
совершенства.
Совершенство, преклонив колени,
всегда стоит в одиночестве
и не смотрит нам в глаза.
...и ничего этого нет в белых платьях с длинным подолом, в "дивной" игре на флейте/арфе и т.д., гигантских лосях с легким флером наркомании создателей.
Но, в общем, ладно.
Рецензии кинокритиков не радуют меня ни разу, потому что пока что я прочла только об их собсвенной претенциозности и презрении к "технологиям" (48 кадров в секунду вместо 24 - преступление против смысловой составляющей; почти уверена, что что-то подобное говорили и о раннем цветом кино). Не знаю, откуда у всего этого растут ноги - ведь даже я вижу историческую преемственность Джексона у Ланга, Эйзенштейна, Видора. Почему бы не писать об этом?
Но вот что я нашла в одной из намного более ранних статей:
«Ну, вот я и дома», — гласит последняя фраза «Властелина Колец», лучшего романа об иных мирах. Который еще и потому лучший, что учит — как, побывав в этих самых иных мирах, не предать собственного. Урок, которого не знал капитан Уиллард, герой копполовского «Апокалипсиса», побывавший, как и хоббиты, в Стране Зла. Но, в отличие от них, не нашедший пути обратно. И не потому, что «Апокалипсис» снят всерьез — «Властелин Колец» тоже всерьез написан. А потому, что у Уилларда цель была вернуться; целью же хоббитов было — всего лишь дойти. Поэтому им вернуться удалось. Уилларду — нет. Как и в самой древней, наверное, истории о путешествии в иные миры — истории об Орфее — ценой спасения всегда является безоглядность.
@темы: J.R.R. Tolkien
Я все еще не ходила, потому что мы клубом идем в субботу. В платьях и с мечами.
*попытался сказать конструктивное* ну, там же было явно стебное, восприятие эльфом глазами "грубых" гномов
можно списать на это
Хотя олень и корона Трандуила просто мэйд май найт
Мне ужасно нравятся твои рецензии, они глубокие и взвешенные.
Но Трандуил (...) и ведь актёр хороший. Остается надеяться, что градус эльфийской упоротости во второй части понизится.
Спасибо)
Не-не, а я, наоборот, надеюсь, что повысится! Ну ты представь себе эльфийскую пьянку в исполнении этого Трандуила с постной харей. Я ЭТО ПРОСТО ЛЮТО-БЕШЕНО ХОЧУ. Если это до самого конца дожимать, еще и повышать градус, это будет ТУПОАД.
представь себе эльфийскую пьянку в исполнении этого Трандуила с постной харей
И ТУТ Я ПРЕДСТАВИЛА.Кхм.
Может, ты и напишешь? Мне очень интересно. А то у критиков квалификации не хватает)