Я давно хочу написать что-то вроде сочинения на тему "почему бэтмен лучше мстителей".
Ну и вот. Ну и вот.
Ни один из супергероев не был мне близок с детства. Вот, разве что, в 6 лет я смотрела сериал о Супермене, которого потом заменили "неправильным" Суперменом. Я очень расстроилась и попросила папу больше не включать мне эту передачу (к слову, для определенной части ДК-фандома это все ещё остается лучшим выходом).
Бэтмена я узнала уже взрослой, во "взрослой" нолановской экранизации. Он так и не стал автономным образом, но охотно впитал в себя образы другие, выдвинутые во главу угла в моей голове.
Christ figure. На третьем "Темном рыцаре" меня больше всего поразило то, что Вэйн, оказывается, - всё это время!, - был Christ figure, а я слишком щедро позволяла злодеям тянуть одеяло собственного внимания, чтобы это заметить. Нет, того самого образа у него не было. Но это было близко, очень близко. К докторскому "this planet, this people are very precious to me". К отцу Уэлшу, опустившему руки в чан с расплавленным стеклопластиком.
Я не считаю Нолана гениальным режиссёром, скорее в меру талантливым. У него есть мелкие промахи, есть тяга к некоторой штампованности, но в главном он серьёзен. И это хорошо. Потому что "Мстители" в главном легкомысленны.
Чтобы вы не умерли в корчах от моей собственной серьёзности, поясню кратко и по возможности тезисно:
Нолан рассказывает историю о свободе. Его Бэтмен любит Готэм, но это не собственническая любовь: он отдает ответственность за него Харви Денту, он позволяет жителям самостоятельно решить спор с совестью (эпизод из второй части на корабле).
В Мстителях Локи кричит "kneel!", и единственный пожилой немец отвечает ему убийственным "не перед таким, как ты".
Значит, перед кем-то другим можно? Значит, дело только в деталях?
Вот эта рабья философия и убивает меня начисто, хоть я и понимаю, что с поп-корн муви спрос не велик.
Толкин писал, что в волшебных сказках никогда нельзя смеяться над волшебством. "Темный рыцарь" оставил, по-видимому, что-то аналогично нетронутое в своем финале. На второй визит в кинотеатр я так и не решилась.
@темы:
звичайно, все це, мабуть, фрази, і завтра я їх, можливо, буду сам соромитись
Вэйн, оказывается, - всё это время!, - был Christ figure,
моя соседка на сценах его сидения в той яме, когда он уже зарос и обзавелся волей к выбиранию, его так и обозвала. я сначала нервно хихикнула, а потом мысленно держалась за голову, ибо "таки да".
ну в общем да. я согласна. хотя, и в каком-то смысле то, чего мне не хватает во "Мстителях", тоже можно свести к свободе, правда уже самих героев - у них там нет выбора, спасать или не спасать, с одной стороны, а с другой - они куда более равнодушны к тому, что делают. настоящей любви к городу/планете в них тоже маловато. имхо.