Ещё немного о "Кабинете доктора Калигари" (нажимайте на изображение, да, да).
Вспомнила размышления М. Чехова о том, что "только мысль гармонирует с острым углом и с прямой или ломаной линией" (в декорациях). Всё очень верно. У Френсиса были крайне своеобразные мысли.
Вообще, декорации в "Кабинете..." - что-то вроде эха увиденного. Яркие "звезды" расходятся по стенам и полу на том месте, где должен падать свет от лампы или фонаря. Углы улиц искривлены точно так, как их видит сверху-вниз человек. В общем, дякую тобі, Боже, что продюсер зажлобился на нормальные декорации и нарисовали эти. Потому что они гениальны. Идеальная иллюстрация человеческого восприятия.
Почему успех "Кабинета..." так никто и не превзошел: тут все очень хорошо объясняется. Декорации, фабула, мораль (верней, её отсутствие). Всё это в голове у Френсиса - а значит, всё возможно. Потом, чтобы не плагиатить явно, режиссёры пытались придумать другие варианты трактовки, но всё как-то мимо.
Вторая причина - игра Краусса и Фейдта. Это именно театр экспрессионизма. Жесты сокращены до минимума, персонаж получается гиперболизированным, натурализм в нем скован до предела. Только такой образ может на равных существовать с описанным выше фоном. Впоследствии актёры пытались совместить натуралистическую игру с "необычными" декорациями, но это тоже пролетело, как фанера над Берлином.
Позорно потеряла ссылку на автора статьи, но - о! - как мне нравится его мысль.
Весь "Кабинет..." при желании можно считать иллюстрацией "Бог умер" Ницше.
В этом городе нет перекрытий, почти нет крыш и потолков. Небо открыто - и пустынно. Под ним может произойти всё, что угодно. И происходит.
@темы:
Добре людям, які пробігають повз факти. А я проходжу крізь них.,
I think I'll hate 1942 till I die, just on general principles