с любовью и всяческой мерзостью
Если фанонное восприятие произведения наступает когда-нибудь окончательно, то с "Иваном Грозным" сами-знаете-кого у меня, пожалуй, уже всё случилось. Я продолжают растягивать момент рассказа об этом, но - куда уж, собственно.
собственно?Что меня всякий раз поражает в этом фильме - там нет злодеев. В смысле, совсем. Даже среди тех, кто вроде бы изначально подаётся, как персонаж отрицательный.
Для сравнения всякий раз хочется вернуться к Толстому - вот, хоть бы к "Царствию Отца и Сына". Там Грозный изображен в последние годы своей жизни, и всё его поведение - сплошная иррациональность, возведенная в квадрат душевным заболеванием. У Эйзенштейна не так. Не буду говорить, что его царь целиком здоров - к чему тогда относить его визии, вроде той, что происходит перед казнью родичей Филиппа - но рационален он в высшей степени. Это, кстати, и пугает.
Я имею ввиду: ну что, собственно, с сумасшедшего возьмёшь? От него, так или иначе, стоит ожидать поступков разной степени странности (или - кровавости). Но вот показывают царя Ивана, который умеет подобрать себе слуг, которые не упьются среди большого пира, и первыми заметят убийцу; ведет внутреннюю политику так осторожно, что умудряется не срубить сук, на котором сидит, устраняя половину родственников - вспомните, как не хочет он обвинять Ефросинью в Пещном Действе, и как покровительственно накрывает голову Владимира на Пиру: это ведь не ради них самих, это забота о собственном статусе; впрочем...
Да, с этим Грозным всегда есть простор для "впрочем". То, что с одной стороны можно принять за дальновидную политику, со стороны другой кажется проявлением чувств - тех чувств, которые с этим царём вроде как и не вяжутся. Настойчивый поиск дружбы у Филиппа. То ли обида, то ли проблеск гамлетовского отчаяния - "Ефросинья! Тётка царская!". Или отношения с Анастасией: никогда я не писала об этом, но ещё с первого просмотра они с Грозным показались парой удивительно... трогательной. Два идеалиста, уверенных, что уж им-то поднять державу удастся. Они же верят.
Не умри царица, сюжет, пожалуй, и развивался бы в направлении совершенно другом.
Тут мне хочется сказать кое-что о Николае Черкасове.
От всех фильмов, с ним виденных, у меня осталось четкое ощущение, что суть персонажей его лежит в руках. И, может быть, не один С. различал на ладонях "следы от прикосновения к некоторым людям". Сейчас поясню.
В пред-финальной сцене Александр Невский въезжает в ликующий Новгород: конь обсаженном радостно улыбающимися детьми. То, как он этих детей придерживает - не осторожно, но заботливо, что ли; то, как тянется к рукам из толпы - создается ощущение, что в самом деле не видимость сопричастия создать хочет, но всерьёз намерен коснуться каждого из.
Дон Кихот подает рука пастушку Андреасу - взбирайся на коня - и тот, на пять секунд экранного времени изменив законы физики, запрыгнув в седло, как пушинка (мне хочется говорить об этом Дон Кихоте, словно из ломанных линий Добра Блаженного созданного, гораздо, гораздо больше).
Жак Паганель держит руку капитанской жены так, словно в ладонях у него вновь обретенная кисть Венеры Милосской.
И Грозный - даже Грозный - кладёт руку на голову Владимира, и того не волнуют ни упившиеся опричники, ни танцы в красно-черных отблесках, ни сама непосредственная близость Грозного царя.
Удивительный актёр. В смысле, я могу восхищаться внешними данными того же Кузнецова, но тут совсем другой уровень уважения.
Кстати, о Кузнецове. Тут фанон вообще зашкаливает, потому что, чем больше я на его Басманова смотрю, тем меньше он кажется мне сколько-нибудь негативным персонажем. Рене Мартель уже наслушалась по этому поводу, но мне ведь нужно ещё раз всё пережевать.
Я помню, что изначально Фёдора ориентировали на образ Джулиано Медичи и барса. Интересно, кстати, это соотношение сил в приближенных царя: если Малюта - пес, с которым Грозный и обращается строго соответствующим образом, то Басманов-младший - создание более изящное, и, само собой, породистое. "Звериная" составляющая проскальзывает в его поведении несколько раз - тот оскал во время выяснения обстоятельств смерти Анастасии (так и не получилось толком его словить, но верьте, что через секунду здесь он случится), или улыбка на "коронации" Владимира, но... Всё это - скорее кураж и желание подражать человеку, который восхищает его до глубины души.
А как не восхищаться, если от Грозного - спасибо Черкасову, это его заслуга в полной мере - исходит такое ощущение силы и власти. Вот Басманов и держится рядом с ним, выбрав идеальную для себя дистанцию. Не отходит даже тогда, когда начинают лететь боярские головы - а ведь ему это не нравится, судя по испуганному лицу на первой казни (впрочем, может, потому, что это была именно первая князь).
Не хочется мне обелять Фёдора - мелочный сволочизм отца не обошел стороной и его - но есть в нем и удивительная эта наивность, за которую его начинаешь жалеть заранее, зная, чем история закончится. Он не злодей. Просто к некоторым источникам света приближаться чревато.
Уф. На проникновенные повествования меня больше не хватит. Потому - короткий вдумчивый пикспам по эпизоду, который можно капсить бесконечно.
+ пикспам



Даже Д. знает, как петь "Кони въехали к боярам во дворы..."
Виват чуду семейного просвещения.






Симпатичный безымянный опричник симпатичен.



Look at all the fucks I give (c)
Всё-всё. На тумблере этого добра ещё достаточно, но надо же знать предел.
собственно?Что меня всякий раз поражает в этом фильме - там нет злодеев. В смысле, совсем. Даже среди тех, кто вроде бы изначально подаётся, как персонаж отрицательный.
Для сравнения всякий раз хочется вернуться к Толстому - вот, хоть бы к "Царствию Отца и Сына". Там Грозный изображен в последние годы своей жизни, и всё его поведение - сплошная иррациональность, возведенная в квадрат душевным заболеванием. У Эйзенштейна не так. Не буду говорить, что его царь целиком здоров - к чему тогда относить его визии, вроде той, что происходит перед казнью родичей Филиппа - но рационален он в высшей степени. Это, кстати, и пугает.
Я имею ввиду: ну что, собственно, с сумасшедшего возьмёшь? От него, так или иначе, стоит ожидать поступков разной степени странности (или - кровавости). Но вот показывают царя Ивана, который умеет подобрать себе слуг, которые не упьются среди большого пира, и первыми заметят убийцу; ведет внутреннюю политику так осторожно, что умудряется не срубить сук, на котором сидит, устраняя половину родственников - вспомните, как не хочет он обвинять Ефросинью в Пещном Действе, и как покровительственно накрывает голову Владимира на Пиру: это ведь не ради них самих, это забота о собственном статусе; впрочем...
Да, с этим Грозным всегда есть простор для "впрочем". То, что с одной стороны можно принять за дальновидную политику, со стороны другой кажется проявлением чувств - тех чувств, которые с этим царём вроде как и не вяжутся. Настойчивый поиск дружбы у Филиппа. То ли обида, то ли проблеск гамлетовского отчаяния - "Ефросинья! Тётка царская!". Или отношения с Анастасией: никогда я не писала об этом, но ещё с первого просмотра они с Грозным показались парой удивительно... трогательной. Два идеалиста, уверенных, что уж им-то поднять державу удастся. Они же верят.
Не умри царица, сюжет, пожалуй, и развивался бы в направлении совершенно другом.
Тут мне хочется сказать кое-что о Николае Черкасове.
От всех фильмов, с ним виденных, у меня осталось четкое ощущение, что суть персонажей его лежит в руках. И, может быть, не один С. различал на ладонях "следы от прикосновения к некоторым людям". Сейчас поясню.
В пред-финальной сцене Александр Невский въезжает в ликующий Новгород: конь обсаженном радостно улыбающимися детьми. То, как он этих детей придерживает - не осторожно, но заботливо, что ли; то, как тянется к рукам из толпы - создается ощущение, что в самом деле не видимость сопричастия создать хочет, но всерьёз намерен коснуться каждого из.
Дон Кихот подает рука пастушку Андреасу - взбирайся на коня - и тот, на пять секунд экранного времени изменив законы физики, запрыгнув в седло, как пушинка (мне хочется говорить об этом Дон Кихоте, словно из ломанных линий Добра Блаженного созданного, гораздо, гораздо больше).
Жак Паганель держит руку капитанской жены так, словно в ладонях у него вновь обретенная кисть Венеры Милосской.
И Грозный - даже Грозный - кладёт руку на голову Владимира, и того не волнуют ни упившиеся опричники, ни танцы в красно-черных отблесках, ни сама непосредственная близость Грозного царя.
Удивительный актёр. В смысле, я могу восхищаться внешними данными того же Кузнецова, но тут совсем другой уровень уважения.
Кстати, о Кузнецове. Тут фанон вообще зашкаливает, потому что, чем больше я на его Басманова смотрю, тем меньше он кажется мне сколько-нибудь негативным персонажем. Рене Мартель уже наслушалась по этому поводу, но мне ведь нужно ещё раз всё пережевать.
Я помню, что изначально Фёдора ориентировали на образ Джулиано Медичи и барса. Интересно, кстати, это соотношение сил в приближенных царя: если Малюта - пес, с которым Грозный и обращается строго соответствующим образом, то Басманов-младший - создание более изящное, и, само собой, породистое. "Звериная" составляющая проскальзывает в его поведении несколько раз - тот оскал во время выяснения обстоятельств смерти Анастасии (так и не получилось толком его словить, но верьте, что через секунду здесь он случится), или улыбка на "коронации" Владимира, но... Всё это - скорее кураж и желание подражать человеку, который восхищает его до глубины души.
А как не восхищаться, если от Грозного - спасибо Черкасову, это его заслуга в полной мере - исходит такое ощущение силы и власти. Вот Басманов и держится рядом с ним, выбрав идеальную для себя дистанцию. Не отходит даже тогда, когда начинают лететь боярские головы - а ведь ему это не нравится, судя по испуганному лицу на первой казни (впрочем, может, потому, что это была именно первая князь).
Не хочется мне обелять Фёдора - мелочный сволочизм отца не обошел стороной и его - но есть в нем и удивительная эта наивность, за которую его начинаешь жалеть заранее, зная, чем история закончится. Он не злодей. Просто к некоторым источникам света приближаться чревато.
Уф. На проникновенные повествования меня больше не хватит. Потому - короткий вдумчивый пикспам по эпизоду, который можно капсить бесконечно.
+ пикспам




Даже Д. знает, как петь "Кони въехали к боярам во дворы..."
Виват чуду семейного просвещения.






Симпатичный безымянный опричник симпатичен.



Всё-всё. На тумблере этого добра ещё достаточно, но надо же знать предел.
там нет злодеев. В смысле, совсем. Даже среди тех, кто вроде бы изначально подаётся, как персонаж отрицательный.
И изначально все они чисты. Даже в Ефросинье, если присмотреться, угадывается эта изначальняя чистота, утраченная еще до начала истории, но все-таки существовавшая. И душу каждого, добровольно или силою обстоятельств, попавшего в суровый мир политики начинает разъедать тьма. И никому не удается сохранить в себе чистоту - в некотором смысле даже блаженному Владимиру.
читать дальше
Хотя меня поразило выражение лица Фёдора в 3 серии, в сцене, где он показывает Штадену замученного человека в подвале.
У него там не просто совершенно зверское выражение лица, а удивительно, как одна половина лица выражает упоение, или может скорее заворожённость тем что он видит, а другая - ужас и отвращение. Конечно понятно, что свет был так выставлен специально, и всё же...
Я, кстати, не смотрела ещё эту сцену. И теперь одна половина меня посыпает голову пеплом, а другая прыгает на одной ноге в предвкушении
Они где-нибудь на торрентах лежат, эти эпизоды? *пользуясь случаем*
В Сообществе эпизод из 3- серии есть.
КАК ЖЕ КРУТО СНЯТО11Фёдор - да, показан очень в духе собственных душевных трансформаций на тот момент. Что-то я впадаю в окончательную печаль о всех них.
Ну, в 3 серии и должна была быть такая печаль по ним всем
Эйзенштейн ещё так писал интересно. Вообразить себе кадры очень несложно.
Да, а если представить ещё и с музыкой Прокофьева!
а у того взгляд, будто он чуть ли не у Христа за пазухой
Вот да. Именно такой у него взгляд.
Сестра твоя, кстати, может не так уж глубоко заблуждаться. Ну, в принципе