По сути, у меня совсем нет опыта в восприятии шекспировских историй визуально. В наших театрах их либо не ставят, либо ставят, но "осовремененными", либо я на них не попадаю.
"Ричард III" 1955 - не фильм в привычном понимании этого слова, скорей - симбиоз театра и кинематографа. Подтверждает это и отсутствие натуры (по сути, она появляется только в финальном эпизоде боя с Ричмондом), и монологи Ричарда, которыми он сопровождает практически каждый свой поступок: никаких перебивочных планов; камера просто следует за главным героем, пока он, хромая, прохаживается по королевской зале.
Все по тексту Шекспира:
"Раз не дано любовными речами / Мне занимать болтливый пышный век, / Решил стать я подлецом и проклял / Ленивые забавы мирных дней".
Чуть смещенное повествование: Леди Анну Глостер встречает раньше Кларенса, но - это простительно. Анна (Клер Блум), к слову, прекрасна: равноценно как в плане внешности, так и актерской игры. Иррациональный, казалось бы, поступок: оплакивая мужа, быть соблазненной Ричардом, сыгран ею идеально. Как и последствия этого поступка.
Кларенс тоже убедителен: одна сцена в Тауэре стоит... стоит многого, насколько я могу судить. Но говорить-то я хочу отнюдь не о Кларенсе.)
Ричард. Ричард - Лоуренс Оливье.
Вот теперь я окончательно поняла, чем объясняются 2 его Оскара, 14 номинаций, сколько-то там прочих наград и собственно театральная "Премия Лоуренса Оливье". Идеальный Ричард. Сыгранный так, что - в нем нет ничего, ни взгляда, ни мимики от исполнителя. Восторг и катарсис прилагаются, да.
И - точно так же, как при чтении пьесы, к концу Глостера становится иррационально жаль. Я даже не пытаюсь объяснить эти чувства той исторической сноской, что Ричард на самом деле был государем хорошим и благородным рыцарем, а уж Стюарты - напротив, редкими скотами. В конце концов, Шекспир был только драматургом, и его можно любить хотя бы за создание настолько архетипичного (я наивно полагаю это своим неологизмом) персонажа.
Ах да, еще та сцена кошмара Ричарда ("меч вырони - отчайся и умри!" ). Та сцена прекрасна. Я ожидала меньшего абсолютно напрасно.
Больше добавить нечего. Персональный список прекрасного стал больше еще на один пункт.
Ричард Третий, 1955.
svetiel
| суббота, 20 февраля 2010