Про "Пустку Смога" і всі скорботи.Забегая на пару дней в будущее, воображаю количество людей, у которых этот фильм "отнимет любимую сказку" и "убьет дух первоисточника".
Чтобы сразу выбрать тон - нет, у меня сказку и первоисточник никто не отнимал; они вполне целы и невредимы.
Но я давно не выходила из кино настолько расстроенной, это правда.
Кажется, иногда Питер Джексон делает вид что в него вселился Жан Кокто - и получается Зигги Стардаст вместо Трандуила, бесконечные шлейфы платьев Галадриэль, эльфы, идущие в бой с распущенными косами (всегда, всегда, всегда), все вот эти вот мосты без перил, пудра и придворный блеск. Как противовес этому должна служить сцена "Галадриэль-в-альтернативном-будущем-с-кольцом" или "Трандуил-с-обожженным-лицом-ну-как-в-Скайфолл-было".
Не знаю. Не знаю.
У меня уже не хватает зла говорить, что это не соотносится с литературной традицией, в которой писал Толкин, что метафора "существ, творящих высшее искусство" может быть выражена более метафорично, что НА КОЙ ЧЕРТ так искажать характер героя, если и в оригинале есть, где развернуться.
Но, в общем, вы понимаете культурную ценность таких стенаний.
Вырежем шутки - вставим драку.
Вырежем праздник - вставим пафос.
Выре... а, нет, уже нормально.
Тауриэль, кстати, вполне ничего. Концепт "раз в сказке нет женского персонажа, придумаем сами - мы общество гендерного равенства или где" до сих пор вызывает у меня зубную боль, но это так.
Ну есть эльфийка из авари, ну скучает она по звездному свету, ну влюбляется в нее гном; я бы тоже влюбилась. Там же с кандидатами вообще туго: в списке дальше только Леголас с безумными синими линзами, и папа Леголаса, которого явно вдохновила ролевая модель Тингола (тот его вариант, который впоследствии рассказывали балованным гномам на ночь). Летс зе пати, неси королевскую траву.
У меня, в общем, страшно особое отношение к этому фильму. Я даже могу его объяснить. В двух (четырех) словах: такого больше не будет.
В смысле, фильма. Ближайшие лет двадцать новых экранизаций точно не будет, и со старыми я должна как-то жить. Легко прощать постмодернизм и "режиссерское видение" фильмам по Шекспиру - пару лет пройдет, и сверху навалят еще десяток экранизаций. Но не с "Хоббитом". И не "Властелином колец".
Эти фильмы - с исковерканными образами, специфической эстетикой, странным пониманием "трогательности момента" (можно было подержать сцену с Тауриэль, озаряемой лучами прожектора, еще минуту - разве все в зале уловили аллюзию на Арвен и Фродо?), станут частью культурной традиции. Которая лежит удивительно близко к культурной традиции, созданной одним малоизвестным английским писателем. И с этим тоже нужно как-то жить.
(тут я сделала перерыв на ромашковый чай)
Торин был очень хороший. Беготня по Эребору, с раздуванием печей, обливанием дракона золотом и т.д., смотрится с привкусом персонального сна-почти-кошмара, если вам когда-нибудь приходилось гулять во снах по любимым историям (и никого из любимых не находить). Если в этом была цель подспудно погрузить зрителя в безумие Подгорного Короля, то получилось отлично.
Бильбо прекрасен, и для намерения отдать Аркенстоун эльфам теперь есть дополнительный резон. Правда, вряд ли этот Трандуил сможет отнестись к подарку так же хладнокровно, как и книжный.
Финальное "что же мы наделали" вполне уместно.
Но.
Как моя душа болит от отсутствия "мы заблудились и очень хотели есть", вы не представляете.