Претензии к спутницам в духе "она не Роза" раз за разом вызывают у меня чувство острой неловкости. Хотя об этом сказано уже предостаточно, по какой-то - для меня непонятной - причине, претензии остаются до сих пор. Серьёзные претензии: с обидой, разочарованием, экзистенциальными кризисами. Роза была девушкой из простой семьи, а Ривер - дитя ТАРДИС. Как претенциозно! Роза носила разношенные джинсы и толстовки, а Клара носит платья. Как бездуховно! И так далее.
Это не преуменьшает Розу (она была одна такая - и "те що тільки раз, лишиться назавжди") или кого-то еще из спутников. Но значительно преуменьшает говорящего. Потому что фактически он требует, чтобы сериал, в котором можно показать всю вселенную, показал ему зеркало. Что где-то в синопсисе ДК четко прописано: это сериал самопроекций. Антидепрессант, которым можно себя успокоить: пока в жизни все плохо, но потом непременно прилетит некто в синей будке. Появится находчивость, самоотверженность и храбрость. Непременно. Только тогда.
Проблема "великой любви" сделала этот гештальт практически незакрываемым, но об этом вы поговорите не со мной.
Я свой пост плавно веду к тому, что последние сезоны ДК очень далеки от самопроекций - может, дальше, чем все предыдущие вместе взятые, - и об этом до обидного мало говорят.
"Every lonely monster needs a companion".
История Клары Освальд не об эскапизме. Поймите правильно: я ничего не имею против побегов из тюрьмы, но суть-то в том, что Кларе не от чего бежать. В ее самопожертвовании нет пункта личностного роста (который возвышает и убивает одновременно). Она не влюблена.
Жертва Клары предназначена не-человеку, который далеко не самым ответственным образом показал ей часть вселенной, спас несколько планет, уничтожил еще несколько, мимоходом продемонстрировал ворох скелетов в шкафу, краткость человеческой жизни и собственное тысячелетнее существование. И добавил по поводу, что "you are the only mystery worth solving".
Конечно, Клара не Роза. Она спасает не возлюбленного (и не Christ-figure - как Марта, и не сказочного героя - как Эми, и не друга, чья биология временно стала твоей и все объяснила - как Донна), а существо, бесконечно от себя далекое. Делает это с уровнем необязательности самого Доктора - того ведь тоже никто не принуждает к путешествиям и жертвам. Просто ему так хочется.
Где-то тут я собиралась провести параллели с одним фильмом Тарковского, но вы все и так понимаете.