Вообще, посты вроде этого я обычно пишу ближе к пол первого ночи, но тут уж что получилось, то получилось. Весь день и так напоминает пресловутое "Alles ein Alptraum, Alptraum!".
Никогда, никогда не совмещайте Ремарка с немецким романтизмом: при вчерашнем совмещении мне в голову пришло, что Элизабет, оказывается, выбирает весь мюзикл между "любовью земной" и "любовью небесной", только с учетом сами знаете каких поправок. Отдельные субличности (я уверена) долго смеялись по поводу.
Но суть поста, вообще, не в том. Я всё думаю об одном - факте, который уже кто только не упоминал, а я вот ещё не успела.
Действительно ли дер Тод является исключительно фамильным роком Габсбургов?
Кунце и Левай, спасибо им, ничего определённого по поводу этого не сказали. Почти ничего: кроме "An Deck der sinkenden Welt", "На палубе тонущего мира" - тот самый ночной кошмар Франца-Иосифа. Луккени перечисляет: Максимилан фон Габсбург, деверь Элизабет... Мария фон Виттельсбах, сестра Элизабет... король Людвиг Баварский, кузен Элизабет... Герцогиня Алесонская, ещё одна сестра Элизабет.
Что это - отдельный слой Посмертия, где находятся все современники императрицы, или вообще всё царство дер Тода? Все, кем оно ограничено?
Мне с первого просмотра, с самого первого *увиденного* пролога хотелось мысленно расширить количество этих, с занавешенными лицами. Как так получилось - не знаю, ничего об этом в предварительных рецензиях я, кажется, не читала, но Тод изначально представлялся мне именно глобальной силой, Смертью для всех, не только для Габсбургов.
Та, венская, начала 90-х метафизика, была вообще донельзя лаконичной: вот мир живых, вот Посмертие для интриганов-придворных и сошедших с ума правителей, нелюбимых сыновей, опостылевших мужей, а где-то там, может, только в моём воображении - высший мир, куда уходит Сисси. С чего я взяла последнее, вообще сложно сформулировать: её нет в прологе, есть только портрет, а значит... значит.
А вообще - к теме это совершенно не относится - у меня в голове весь день, на пару с Симмонсом, звучит "Zwischen Himmel und Erde" (4:00).
Nichts ist schwer, / solang du bei mir bist. / Wenn ich dich hab’, gibt / was unerträglich ist.
Я, кажется, не знаю песни безнадежней.